***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Очень люблю живопись Натальи Корневой. Впервые увидела её картины в редакции телекомпании "ТОНУС"- это было в начале 2000 года - время было трудное и страшное - война в Чечне, террористы - а у нас - фестиваль БРАТИНА и картины Натальи Корневой!!! Та самая красота, которая спасает мир! ...Потом узнала, что Наталья - дочь Сергея Яковлевича Дунчева, та самая девочка, изображённая на его знаменитой картине "Под Новый год"!..



\\\\




Художники Сергиева Посада. Наталья Корнева.
Удивительная, воздушная, утонченная, словно только сошедшая со своих сказочных картин, Наталья Корнева видит мир не таким, каким он кажется нам. Ее полотна удивляют и поражают сразу, с первого взгляда. В них нет неизбывной печали русской души, гнетущей и темной реальности. Яркие краски, эмоциональные сюжеты и много света — такая живопись способна дарить радость и любовь к жизни. Наталья – художник признанный, известный не только у нас в стране, участница многих выставок в России и за рубежом, ее работы хранятся в музеях и частных собраниях по всему миру.
http://www.para-vip.ru/info.php?sel=8


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Наталья Корнева – известный художник из Сергиева Посада.


Метафоры, символы, мифологемы, реминисценции древнего искусства составляют основу живописной структуры ее произведений. Некоторые ее полотна – свидетельства особых коллизий библейской, античной и современной эпох в преображении художницы, выстраивающей особый семантический и эмоциональный язык своей живописи, атрибуты которой обретают значение символов. Столкновению временных последовательностей аккомпанирует слияние красного, золотого, желтого, формирующих живописные модуляции цвета и света.


В своих нынешних полотнах художница являет живописно-пластическое миропонимания, актуальность мышления и способность усваивать и анализировать современность в самых разных ее проявлениях, апеллируя к прошлому и размывая временные и географические границы.
Воспринимая мир во всем его многообразии, она культивирует его несколько шаловливое, но и драматическое видение. Потому ее работы открыто дуалистичны: наполовину из реального, наполовину из вымышленного мира грез и фантазий, отчасти сказочного мира, гармонирующего с феерическим движением красочного слоя ее полотен.


Александр Греков,
Искусствовед.
Секретарь Союза художников России.


http://insidesp.ru/article/natalja-korneva


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


НАТАЛЬЯ КОРНЕВА
Живопись — искусство не для всех
В статье: Наталья Корнева

Удивительная, воздушная, утонченная, словно только сошедшая со своих сказочных картин, Наталья Корнева видит мир не таким, каким он кажется нам. Ее полотна удивляют и поражают сразу, с первого взгляда. В них нет неизбывной печали русской души, гнетущей и темной реальности. Яркие краски, эмоциональные сюжеты и много света — такая живопись способна дарить радость и любовь к жизни. Наталья – художник признанный, известный не только у нас в стране, участница многих выставок в России и за рубежом, ее работы хранятся в музеях и частных собраниях по всему миру. Но что значит для художника известность и может ли живопись быть искусством для всех?


Наталья, все средства массовой информации, когда пишут о вас, обязательно говорят о том, что вы известный художник. Как вы относитесь к этому утверждению?
Известность – довольно широкое понятие. Известным можно быть в мире, в стране, в своем городе. Да и степень известности разная как в искусстве в целом, так и в живописи в частности. Но живопись – это возвышенное, тонкое искусство, я бы сказала даже, божественное. Оно не для всех, оно является предметом интереса элиты общества.



Да, меня знают в Сергиевом Посаде, в России, за рубежом. Я могу это смело сказать, потому что время от времени ко мне приходят приглашения из Америки и Европы участвовать в различных выставках. Бывает, что по электронной почте я получаю письма от людей, которые приобрели картины и хотят познакомиться со мной как с художником и человеком. Последний такой случай – со мной связался мужчина из Ванкувера, который купил картину где-то на аукционе и захотел со мной познакомиться. Он оказался итальянцем, живущим в Канаде, по образованию искусствовед. Мы с ним долго переписывались. Я посылала ему фотографии своих картин, он высказывал свое мнение как профессионал. В этом смысле для людей, которых интересует данная область искусства, я, может быть, и известный художник. Но для большинства людей, безусловно, нет.


Значит, живопись – искусство аристократичное?
Я уже сказала что это искусство не для многих. Лучшие коллекции мира – Прадо, Лувр, Эрмитаж – составлялись аристократами. Не только аристократами по рождению, но и аристократами по образу жизни и по духу. Можно привести пример купцов Третьяковых, Сергея Щукина и Ивана Морозова, коллекция картин которых составляет большую часть собрания импрессионистов Эрмитажа, и музея
им. А.С. Пушкина. Я умышленно привела имена этих замечательнейших людей, потому что, мне кажется, они и есть элита общества. Так что живопись – искусство аристократичное и не для многих.


Как же все-таки стать известным художником?
В конце 80-х годов я была знакома с художником моего возраста, который считал, что если он продаст картину за миллион долларов, то станет очень известным. В начале 90-х он уехал в США, и через некоторое время на самом деле его картины стали стоить именно столько. Скажите, вам что-нибудь говорит имя художника, который подписывал свои картины «Пурыгин Великий из Нары»?


Нет...
Наверное, нужно, чтобы прошло много времени. Только оно рассудит, кто и в какой степени известен.


Имеет ли значение для художника, кто будет обладателем его картин?
Конечно. Мне небезразлична судьба моих картин. Если картина «ушла» и я ничего о ней не знаю, – это как потеря. Ведь когда картина покидает мою мастерскую, у нее начинается своя жизнь, своя история, своя судьба. Те произведения, которые зажили своей жизнью, мне уже не принадлежат. Я уже не собственник и не владелец картин, а всего лишь автор.


А кто может похвастаться тем, что у него в доме есть ваши картины?
Люди совершенно разных социальных слоев и разного достатка. Это люди именно из узкой среды, про которую я говорила и которая небезразлична к живописи. Они посещают мировые музеи, интересуются историей искусства, поэтому многие делают ценные замечания, хорошо чувствуют живопись, видят очень тонкие нюансы в моих картинах. Часто у нас складываются приятельские отношения, очень интересными бывают разговоры об искусстве.


Имеет ли право на существование выражение «Художник должен быть голодным»?
Одна из заповедей Сальвадора Дали звучит так: «Художник, будь талантлив и богат!» Я с этим целиком и полностью согласна.


Нужно ли как-то прививать или формировать вкус к искусству? Ведь сам собой он не появится.
В свое время аристократы изучали историю культуры и страны, историю искусств и мировую историю. Конечно, хотелось бы, чтобы это давали в школе хотя бы в небольших объемах. Я выросла в советское время, и тогда в школах устраивали экскурсии. Мы ездили в Третьяковскую галерею, в другие музеи, и это случалось не так уж редко. Кроме того, мой отец-художник постоянно брал меня с собой в Москву на выставки. Многие люди моего поколения знают, любят и с большим интересом относятся к искусству. Это видно и по тем, кто посещает сейчас выставочные залы.



К счастью, появляются люди, которые хотят, чтобы их дети не просто учились в школе, но и гармонично развивались, чувствовали красоту окружающего мира. Многие ездят за границу не только полежать на пляже, но и обязательно побывать в музеях. И это очень важно, ведь люди видят мир глазами художника. Именно художник стоит между людьми и Создателем.


Что для вас главное в искусстве?
Главное — проснуться пораньше (улыбается). Работать нужно с настроением, иначе ничего не получится. Живопись, кроме того что это великое искусство, еще и каждодневный труд. Как музыкант должен постоянно тренировать пальцы, так и художник должен работать каждый день, чтобы не терять нить своего творчества.



Беседовала Мария БАХИРЕВА


№6 (15), декабрь 2012

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\



Род. 10.05.1954, Загорск (Московская обл.). Дочь С.Я. Дунчева. Училась в ЗХПУИ (1969-73).
Художник ЗХПМ (1974-96). Член СХР (1987).
Исполнила произведения: «Яблоки» (1973), «Весна в саду» (1976), «Лето» (1980), «Операторы совхоза Константиновский», «Девушка в шляпе» (оба – 1983), «Автопортрет», «Пчеловод Савин», «Осень» (все – 1984), «Певец», «Песня», «Девочка с цветком», «Деревенский мотив», «Женский портрет» (все – 1985), «Девочка с цветком», «Ожидание» (оба – 1986), «Репетиция оркестра-ретро», «На исходе дня» (оба – 1987), «Автопортрет», «Девочка с цветком» (оба – 1988), «Академия шутов», «Источник» (оба – 1989), «Клубничное мороженое» (1990), «Шествие на карнавал», «Карнавальное шествие» (оба – 1991), «Светлана», «Клубничное мороженное», «Барышни», «Жители снов», «Пробуждающаяся бабочка», «Арлекин и дама», «Пролетая над Вами», «Павлиний выход», «Любовь шутов», «Утро», «Вечер», «Белая ночь», «Любовный турнир», «Самовлюбленный павлин», «Бабочки» (все – 1992), «Дамы на маскараде», «Голубой карнавал», «Карусель шутов», «Фламинго», «Печальный павлин», «Арлекин и коломбина», «Красные женщины» (все – 1993), триптих «Мифы» (1995), диптих «Она и Он (Афродита и Дионис)» (2002), «Кто нас Спасёт» (2003).
Участница выставок (с 1973), в том числе: Россия молодая (1974), зональной художественной выставки «Центр Северные области» (1974), 30 лет Победы в Великой Отечественной войне (М., 1975), областных выставок художников Подмосковья (М., 1976, 1977, 1980, 1981, 1986), 60 лет ВЛКСМ (1978), зональной художественной выставки «Подмосковье» (М., 1980), 60 лет образования СССР (М., 1984), II-й зональной художественной выставки «Подмосковье» (М., 1984), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне (М., 1985), Республиканской выставки молодых художников «Молодость России» (М., 1987), Молодые художники Подмосковья (М., 1988), 45 лет Победы в Великой Отечественной войне (М., 1990), Третьей зональной художественной выставки «Подмосковье» (М., 1990), Искусство Москвы в Испании (Хихон, Испания, 1992), Диалоги (М., 1993), 60 лет Победы в Великой Отечественной войне (М., 1995), 50 лет МООСХ (М., 1996), EURO-ART (Барселона, Испания, 2000), Chrismas Meeting (М., 2000), Артманеж (2001), Русская галерея в Париже (Париж, Франция, 2002), «Осенний салон» (Сергиев Посад, 2002), HorizonArtprodactions (Лос-Анжелес, США, 2003), Эрос-Москва (М., 2003).
Выставки произведений К. состоялись в 1993, 1994, 2000 (М.), 1995 (Стамбул, Турция), 1997 – «Белый танец», 1999 – «Белый танец – 2», 2004 (Сергиев Посад).
Произведения К. хранятся в СПМЗ, ХПМИ РАО, Серпуховском историко-художественном музее, музее В.С. Высоцкого на Таганке (М.), частных собраниях в России и за рубежом: США, Японии, Франции.


ЛИТЕРАТУРА: Наталья Корнева / Автор вступ. ст. Е.В. Куценко. – М., 1993. – Иллюстрированная художественная энциклопедия: Художники Московской области. 1300 биографий. – М., 2002. – С.174-175. – Единый художественный рейтинг: Справочник. – Вып. 5. – М., 2002. – С.218. – ART студия Натальи Корневой. – М. – КАТАЛОГИ: Республиканской выставки молодых художников «Молодость России»: К-г. – М., 1987. – С.9. – Выставка произведений «Молодые художники Подмосковья»: К-г. – М., 1988. – С.13, 58. – Московский Международный Арт-Салон: К-г. – М., 1998, 2000, 2001, 2002. – Третья зональная художественная выставка «Подмосковье»: К-г. – М., 1990. – С.15. – Осенний салон-2002: К-г произведений живописи, графики и скульптуры V выставки. – Сергиев Посад, 2002. – С.12. – ПЕРИОДИКА: Московский комсомолец. – 1984. – 20 апреля (Весна на Крутицком валу). – Художник. – 1984. – N10. – С.31 (Мир глазами молодых). – Огонёк. – 1994. – N5 (Мечты и грёзы Натальи Корневой). – Народная газета. – 1994. – 24 июня (Льгота для думских заседателей). – Владелец. – 1995. – N2. – С.50-52 (Е. Куценко. «Парижский салон» в Сергиевом Посаде»). – Ваш Тонус. – 1997. – 7 марта. («Белый танец» с женщиной-художником: Карнавал Натальи Корневой); Вперёд (Сергиев Посад). – 1997. – 27 февраля. (Н. Холодкова. «Белый танец» Натальи Корневой); 2002. – 4 апреля. (С. Филяев. Мифологические полотна Натальи Корневой)


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


В ПОСАДЕ И ГНЕЗНО... НАТАЛЬЯ КОРНЕВА
Сергиев Посад и польский Гнезно подружились стремительно — за пару лет побратимских отношений два города узнали друг о друге столько, сколько порой за всю жизнь не узнают жильцы соседних квартир.
Культурные, спортивные, образовательные обмены стали не то чтобы рутиной, но делом налаженным и накатанным. Сегодня в них вовлечены десятки и сотни людей с обеих сторон, и одной из них стала художница Наталья Корнева, чья выставка в эти дни проходит в польском городе-побратиме.
Хозяйку причудливых образов хорошо знают в Сергиевом Посаде. Теперь весть о ней дошла до Гнезно, и чиновников городского муниципалитета эти образы увлекли настолько, что они нашли средства на издание ее каталога.
Мы пригласили Наталью на страницы нашей газеты и попросили ее рассказать, как кисти и краски сближают людей разных культур и почему власти Гнезно решили преподнести ей такой подарок.
Не зная границ
— В 2008 году возник совместный проект: собрать делегацию художников для поездки в Гнезно и предоставить им возможность рисовать первую польскую столицу (а если считать по хронологии, то это действительно так). Восемь художников, в том числе Наталья Корнева и Алексей Горбунов собрали кисти, краски и мольберты и двинулись в дорогу.
Уже в Польше директор гнезненского культурного центра Павел Костусяк после общей встречи предложил Наталье сделать персональную выставку. Еще через два-три дня он добавил: мы бы хотели выпустить ваш альбом. Так пани Корнева стала третьей европейской художницей, чье собрание работ было выпущено при содействии властей Гнезно. Такая у них традиция — делать каталоги работ мастеров из городов-побратимов.
Первая мысль о возможной выставке — как везти картины. Через границу, таможню... Те работы, что сергиевопосадцы написали в Гнезно, были представлены публике в мае. Но это не все — прошло еще несколько месяцев, и в сентябре поляки захотели организовать ответную выставку у себя. Прислали в Посад фургоны, забрали работы и вместе с ними пять авторов-пассажиров.
На литовской границе простояли около шести часов. Но ожидание было вознаграждено: литовский город Радвилишкис, где они остановились, оказался побратимом Гнезно, оттого их встретили с удвоенным радушием. Там россиян познакомили с главным городским специалистом по культуре Ромуальдасом Юзуконисом (заодно органистом и певцом, не постеснявшимся чуть позже выйти на сцену в Гнезно).

Старый знакомый Гнезно.
Наталья вернулась в этот город в двадцатых числах октября 2009 года. На этот раз налегке, отправились с мужем на машине. Ориентироваться в Гнезно ей уже было гораздо легче, чем год назад — она наизусть выучила хитросплетения улочек и ловко подсказывала мужу, где свернуть, чтобы добраться до нужного адреса.
Еще дома Наталья заранее попыталась представить свою мастерскую в качестве гнезненского выставочного зала — распланировала, как лучше разместить картины на настоящей выставке. Поэтому процесс развески не занял много времени — экспозицию собрали как конструктор.
Открытие постарались максимально театрализовать. По местному телевидению и радио объявили об открытии выставки художницы из русского города-побратима, и за час до того, как распахнулись двери зала, на улице начали раздавать только испеченные двумя молодцами-кулинарами блины, выросли шатры, зазвучала музыка, а вокруг ходили девушки в народных костюмах. Их (костюмы) из Сергиева Посада через тысячи километров везла Наталья Корнева.
Отдельного упоминания достоин городской Культурный центр, где были развернуты полотна. Там есть хороший выставочный зал, действует множество художественных кружков. Есть мощный кружок фотолюбителей, чьи работы можно было видеть на выставке в Сергиевом Посаде.
Присутствовали городские власти, приехал даже консул России в Познани Владимир Ткачев. Мэр литовского "побратима побратима" тоже не устоял: предложил Наталье на обратном пути в Россию остановиться и устроить выставку в Радвилишкисе.
Каталог привезли за пятнадцать минут до открытия. Художница подписывала еще пахнущие краской экземпляры. Особенно она порадовалась верстке издания — польские дизайнеры не стали "мельчить", и каждой картине посвятили отдельную страницу.
За кадром телесюжетов в местных новостях осталось неформальное общение с местными художниками. По наблюдениям Натальи Корневой, большинство ее коллег посвящают живописи свободное время. Редко кто считает искусство делом всей жизни. Среди художников много тех, кто полюбил это занятие уже на пенсии. Им (точно так же, как и нам) трудно зарабатывать на жизнь одним искусством, и по этой причине многие ищут возможности заработка "на стороне".
Фантазийной живописи, подобно той, что делает Наталья, у них немного. Предпочитают более рациональные мотивы — на первом месте пейзажи и немного портретов. И еще — в процентном соотношении среди польских художников гораздо больше женщин, чем среди их посадских коллег.
На вопрос, что заставляет обычных жителей Гнезно посвящать свое время живописи, Наталья предполагает, что многие хотят оживить будни своего небольшого городка, где редко случаются большие художественные события.
И тот же директор Культурного центра Павел Костусяк меньше всего похож на чиновника, погруженного в бумажную работу. Он сам — активно практикующий фотограф, много времени проводит в Интернете, разыскивая интересные имена для своих новых выставок. Это он придумал традицию именных альбомов для художников из городов-побратимов Гнезно.
Уставшая от открытий художница считает этот год важным творческим этапом: "Звонки, встречи, переговоры — под впечатлением я жила все 12 месяцев". Но если бы ей предложили отказаться от столь бурного времени и прожить его в тиши мастерской, она вряд ли бы это сделала.
Что это за город?

Гнезно — город в центральной (даже скорее западной) части Польши, в 50 километрах от Познани. Он немного меньше Посада — там живет 70 тысяч человек. Это один из самых старых городов страны, археологи утверждают, он существовал уже в VIII веке. Гнезно был первым из городов, провозглашенных столицей Польши, и в те времена считался крупным ремесленным центром, который поддерживал самостоятельные торговые отношения с далекими и близкими странами. Здесь короновали королей, сюда совершали набеги тевтонские рыцари. Сегодня о ярком прошлом напоминают многочисленные памятники архитектуры, а сам город живет спокойной размеренной жизнью — здесь работают предприятия швейной, пищевой, кожевенной промышленности, действуют несколько светских и духовных высших образовательных учреждений.
История дружбы
Соглашение об установлении побратимских отношений между Сергиевым Посадом и Гнезно было подписано 2 ноября 2007 года. Осенью этого же года совместно с администрацией Гнезно было произведено обустройство городского кладбища, где захоронены 411 советских солдат и офицеров, освобождавших Польшу. 1 ноября состоялось торжественное поминовение павших советских воинов при участии представителей православных и католических церквей. В мае 2008 года по предложению президента города Гнезно в рамках развития культурных связей состоялись "Дни Сергиева Посада в Гнезно". Сергиевосадские студенты участвовали в творческих поездках в Гнезно, а четверо студентов бесплатно проживают и учатся в университете им. Адама Мицкевича. В мае 2009 года в Сергиевом Посаде при участии посла Республики Польша открылся Международный фестиваль славянских городов "Славянский путь". Делегация из Гнезно оказалась самой внушительной — почти сто человек. Сотрудничество ведут художественные, литературные и спортивные общества двух городов — счет совместных мероприятий и акций исчисляется десятками.
Председатель городского собрания польского города Гнезно Ежи Стаховяк, добрый друг Наталья Корневой сейчас работает в Культурном центре муниципального управления культуры Гнезно и постоянно следит за новостями Сергиева Посада, посещая сайты городской администрации нашего города и сайт газеты «КОПЕЙКА». Он приезжал в наш город на открытие выставки Наталья Корневой.
Визитная карточка
Наталья Корнева — выпускница Загорского художественно-промышленного училища игрушки (ныне колледжа), член Союза художников с 1987 года. Дочь известного в Сергиевом Посаде художника Сергея Дунчева. С 1973 года участвует в выставках в России и за ее пределами. Произведения художницы хранятся в Сергиево-Посадском государственном художественном музее-заповеднике, Музее игрушки, Серпуховском историко-художественном музее, музее Владимира Высоцкого на Таганке, в частных собраниях в России и за рубежом: США, Японии, Франции, Польши.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\





Другие статьи в литературном дневнике: