Мария Владимировна Ломакина.

Раиса Бобрешова: литературный дневник

ЛОМАКИНА Мария Владимировна


Выставка "Мария Владимировна Ломакина (1896-1964). Загорск в её жизни и творчестве"
Сергиево-Посадский музей-заповедник проводит выставку живописи известного российского художника Марии Владимировны Ломакиной, на которой представлено более 40 этюдов и картин, созданных мастером в 1930-х – 1950-х гг. в Загорске.
Возможность организации такой выставки появилась недавно: в 2016 г. дочь художника, Марина Алексеевна Ломакина передала в дар музею более ста работ своей матери.


Творческая деятельность Марии Владимировны Ломакиной долгие годы была связана с нашим городом – Загорском.
Родилась Мария Ломакина в Крыму.


Она получила классическое гуманитарное образование в гимназии и на историко-философском факультете Московских высших женских курсов, посещала частную художественную Студию К.Ф. Юона. В начале 1920-х гг.


Ломакина работала в Крымской комиссии по охране памятников. В 1923 г. Крымский Союз работников искусств направил её в Петроградскую Академию художеств.


Она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С. Петрова Водкина, который преподавал ей живопись и композицию.


Дипломная работа Марии Ломакиной состояла из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок.


В дальнейшем она много занималась реконструкцией древнерусской живописи (по её копиям восстанавливался образ Спаса на Нередице).


С 1928 г. до конца жизни Марии Владимировны её творчество было связано с Загорском (её муж, скульптор Алексей Виссарионович Петров, происходил из семьи потомственных мастеров резчиков с. Богородское). В 1929 1932 гг. М.В. Ломакина преподавала рисунок, композицию и общеобразовательные предметы в Богородской профтехшколе. В 1933-1936 гг. занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушки. В 1959-1962 гг. преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.
В её живописном творчестве преобладал пейзажный жанр; она создавала натюрморты, портреты, эскизы к жанровым картинам. Дух её композиций на темы труда был далёк от официозного пафоса соцреализма.


С 1942 г. М.В. Ломакина была членом Союза советских художников.
Большая часть работ зрелого и позднего периодов творчества Марии Владимировны посвящена природе и архитектуре Подмосковья в первую очередь Троице-Сергиевой лавре, Загорску и его окрестностям.
Произведения автора находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Представляемые на выставке этюды и картины М.В. Ломакиной часть целостного комплекса работ, созданных в Загорске, с.Богородском, Абрамцеве, имеющих несомненную историко-художественную ценность. Основной «блок» произведений со старинными улочками города, с Троице-Сергиевой лаврой относится к периоду 1940-х 1950-х гг. Это главным образом лирические пейзажи эмоциональные, светлые или звонкие по колориту. Самые ранние живописные этюды – пейзажи с.Богородское, созданные в период её работы в Богородской профтехшколе.


Значительная часть работ М.В. Ломакиной, представляемых сейчас в музее, экспонировалась на её персональной выставке в Третьяковской галерее в 2008 г.


\\\\\*/////


Википедия:


Мария Ломакина родилась в Крыму, в деревне Кизил-Таш под Ялтой, в семье петербургских интеллигентов: её отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. Её отец, Владимир Гаврилович, был разносторонне одарённым человеком: агроном-виноградарь по образованию, он не только трудился в сельском хозяйстве, но и превосходно музицировал, занимался скульптурой и живописью. В 1913 году Ломакина окончила гимназию; после чего, вплоть до революции, училась на историко-философском факультете Московских высших женских курсов.
Параллельно, она посещала художественную «Студию К.Юона».
Константин Коровин, видевший её ранние этюды, высказывал ей своё одобрение. Дебютировала, в качестве живописца, в 1919-м году на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма; критик Сергей Маковский положительно отозвался о её экспонированном автопортрете.


В начале 1920-х она работает в крымской Комиссии по охране памятников по мандату ялтинского Наробраза.
В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С.Петрова-Водкина, который преподавал ей живопись и композицию; технологию преподавал Д. И. Киплик.
В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса-Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем, художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По её копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.


В 1931 году Ломакина была командирована в Крым (от сектора искусств Наркомпроса РСФСР) для работы над темой «На табачных плантациях», — где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей, а также, эскизов к тематической картине, она создала много портретов и пейзажей. Что характерно, в дальнейшем в её творчестве будет преобладать жанр пейзажа. Однако, большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и не было реализовано художницей. Дух её композиций на темы труда был весьма далёк от официозного производственного пафоса тогдашнего искусства.
В 1933 году Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское; с тех пор и до конца её жизни, её творчество было связано с Загорском (ныне Сергиев Посад).


В 1933–36 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.
В 1959–62 годах — преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.
Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат её картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске.


Творчество
М. В. Ломакина работала в:


живописи,
графике,
декоративно-прикладном искусстве,
она занималась также копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи.


Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям.


Творчество представлено во многих музейных собраниях; в том числе, в:


Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее,
Государственном музее искусства народов Востока,
Художественном музее Грузии
и других,
а также, в собрании дочери художницы.


Выставки
Экспонировалась на выставках:


молодых художников (1931),
работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1932),
живописи, графики и скульптуры женщин-художников (1938) в Москве;
произведений художников Загорского района (1949), «Загорские художники» (1957) в Загорске.
Однако, первая персональная выставка Марии Ломакиной состоялась только через тридцать лет после её смерти.


Творчество Марии Владимировны выставлялось в Третьяковской галерее.


Первая музейная выставка художницы прошла c 26 сентября по 15 декабря 2008 г. на Крымском Валу, 10, залы 21–22.


Отдел живописи 1-й половины XX века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы.


Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако, в экспозиции преобладают произведения М. Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М.А.Ломакиной и специально отреставрированные.


https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



\\\\\*/////


ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА:


ВЫСТАВКА М.В. ЛОМАКИНОЙ


Выставка. Живопись.
"Есть художники, чье творчество в искусстве советского периода обозначается термином «третий путь». - отмечает "Вечерняя Москва". - Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и до сих пор мало известны широкой публике.
К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие ученицы Петрова-Водкина Марии Ломакиной.


М. В. Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Первая музейная выставка этой неангажированной художницы середины XX века, которая была далека как от авангарда, так и от соцреализма, открыта на Крымском Валу.


Источник: Вечерняя Москва


http://rupo.ru/m/1021/wystawka_m.w._lomakinoy.html


\\\\\*/////



Мария Ломакина. Живопись. Графика. Третьяковская галерея.


МАРИЯ ЛОМАКИНА. 1896–1964. Живопись. Графика. Крымский Вал, 10, залы 21–22
Неангажированным художникам середины ХХ века, к которым принадлежит Мария Ломакина, были равно далеки как авангард, так и соцреализм. Их творчество, ныне признаваемое как «третий путь» в искусстве советского периода, сохранилось в основном у наследников и в частных коллекциях. Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и мало известны широкой публике. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие М.В.Ломакиной (1896–1964). Первая музейная выставка одного из значительных мастеров «тихого искусства» охватывает весь творческий путь художницы от 1910-х до 1960-х годов. Ученица К.С.Петрова-Водкина, М.В.Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; занималась копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи. В творчестве Ломакиной воплощены знание традиций классического искусства и понимание принципов построения фрески, хотя она, монументалист по образованию и призванию, не имела возможности осуществить свои замыслы в сталинскую эпоху. Мария Владимировна Ломакина родилась в Крыму в семье петербургских интеллигентов: ее отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. В 1910-е годы училась на Высших женских курсах в Москве, параллельно посещая художественную «Студию К.Юона». Дебютировала как живописец в 1919-м. В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С.Петрова-Водкина. В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По ее копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. В 1931 году Ломакина была командирована от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над темой «На табачных плантациях» в Крым, где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей и эскизов к тематической картине, создала много портретов и пейзажей; позже жанр пейзажа будет преобладать в ее творчестве. Однако большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, художницей так и не реализовано. Ясный и мужественный дух ее композиций на темы труда чрезвычайно далек от производственного пафоса официального искусства. Начиная с 1933 года, когда Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское, и до конца дней ее жизнь и творчество были связаны с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933–36 годах она разрабатывала образцы игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959–62 годах преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат ее картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске. Отдел живописи 1-й половины ХХ века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы. Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако в экспозиции преобладают произведения М.Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М.А.Ломакиной и специально отреставрированные.


Куратор выставки – заведующая отделом живописи 1-й половины ХХ века Татьяна Ермакова


Пресс-показ – 25 сентября с 14.00


Вернисаж – 25 сентября в 16.00


www.museum.ru/N34791
Ваше мнение »»


»» Новая Третьяковка
Адрес: город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд: Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"


http://www.museum.ru/N34791


\\\\\*/////


Выставка Ломакиной.


Выставка М.В. Ломакиной
12.08.2011
"Есть художники, чье творчество в искусстве советского периода обозначается термином «третий путь». - отмечает "Вечерняя Москва". - Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и до сих пор мало известны широкой публике. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие ученицы Петрова-Водкина Марии Ломакиной. М. В.
Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Первая музейная выставка этой неангажированной художницы середины XX века, которая была далека как от авангарда, так и от соцреализма, открыта на Крымском Валу.


https://web.archive.org/web/20131215130739/\\\\\*/////


МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ЛОМАКИНА (1896-1964). ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД


Мария Владимировна Ломакина (1896-1964) - неангажированный художник середины XX века, ученица К.С. Петрова-Водкина. Неангажированным художникам середины ХХ века, к которым принадлежит Мария Ломакина, были равно далеки как авангард, так и соцреализм. Их творчество, ныне признаваемое как «третий путь» в искусстве советского периода, сохранилось в основном у наследников и в частных коллекциях. Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и мало известны широкой публике. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие М.В. Ломакиной.


Творчество Марии Ломакиной — пример иного пути в искусстве советской страны, отличного от официального метода «соцреализма» и запрещенного абстракционизма. Этот тернистый путь (специалисты определили его как «третий») русской художницы начался на сломе сложнейших политических и идеологических коллизий, в период появления и столкновения всевозможных «измов» в искусстве: кубизма, фовизма, футуризма, абстракционизма, супрематизма, лучизма и многих других.


Мария Владимировна Ломакина родилась в Крыму, в деревне Кызыл-Таш под Ялтой (ныне Краснокаменка Ялтинского района) 27 мая 1896 года в семье петербургских интеллигентов. Дед Марии Гаврила Ломакин, композитор и дирижер, основатель первой в России бесплатной музыкальной школы. Её отец Владимир Гаврилович участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. Он был разносторонне одарённым человеком: агроном-виноградарь по образованию, он не только трудился в сельском хозяйстве, но и превосходно музицировал, занимался скульптурой и живописью. С 1905 года Мария училась в гимназии в Кишиневе, где служил ее отец, и в 1913 году оканчивает экстерном с золотой медалью курс мужской гимназии. И в том же году поступает и вплоть до революции учится на историко-философском факультете Московских высших женских курсов, где преподавателями были профессора А.Н. Веселовский, А.Е. Грузинский, Н.Д. Виноградов.
Параллельно в 1916 году М.В. Ломакина посещала художественную Студию К.Ф. Юона. Летом этого года во время каникул в Гурзуфе знакомится с Константином Коровиным. К.А. Коровин, видевший её ранние этюды, высказывал ей своё одобрение. Сохранилось письмо К. Коровина М. Ломакиной: «Глубокоуважаемая Мария Владимировна! Получил Ваше письмо. От 11 утра до 4 ч. дня завтра я буду дома, и в эти часы Вы можете ко мне приехать. С уважением Коровин. Гурзуф. 1916. 11 сентября».
Дебютировала Ломакина в качестве живописца в 1919-м году на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма. Критик Сергей Маковский положительно отозвался о её экспонированном автопортрете.


В начале 1920-х годов М.В. Ломакина работает в крымской Комиссии по охране памятников по мандату ялтинского Наробраза. В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С. Петрова-Водкина, который преподавал ей живопись и композицию, технологию преподавал Д.И. Киплик.
В 1927 году Ломакина защитила в переименованном ВХУТЕИНе дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса-Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем, художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. Впоследствии по ее копиям воссоздавался облик этои; церкви, разрушеннои; в годы Великои; Отечественнои; вои;ны. Впоследствии по её копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.


В 1931 году М.В. Ломакина была командирована в Крым от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над темой «На табачных плантациях», - где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей, а также, эскизов к тематической картине, она создала много портретов и пейзажей. Что характерно, в дальнейшем в её творчестве будет преобладать жанр пейзажа. Однако, большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и не было реализовано художницей. Дух её композиций на темы труда был весьма далёк от официозного производственного пафоса тогдашнего искусства.
В 1933 году Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Виссарионовича Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское. С тех пор и до конца её жизни, её творчество было связано с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1942 году М.В. Ломакину приняли в члены Союза советских художников.


В 1928-1929 годах М.В. Ломакина преподавала рисунок в 3-и; Советскои; школе в Ленинграде. В 1933-1936 годах занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек (в Сергиевом Посаде действует до сих пор Музей игрушки). В 1959–1962 годах преподавала рисунок и композицию в Богородской профтехшколе (Богородское в Сергиево-Посадском районе - один из центров резьбы по дереву), и в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.
Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат её картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.В. Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске.
В 2016 году дочь Марии Владимировны, Мария Алексеевна Ломакина передала в дар Сергиево-Посадскому музею-заповеднику 110 работ своей матери. Произведения М.В. Ломакиной представляют часть целостного комплекса работ, созданных в Загорске и его окрестностях, имеющих несомненную историко-художественную ценность. Картины в основном созданы мастером в 1930-х – 1950-х годах в Загорске. Основной «блок» работ относится к периоду 1940-х 1950-х гг. с «топографией» старинных улочек города, Троице-Сергиевой лаврой.
В декабре того же 2016 года Марина Алексеевна Ломакина подарила Белгородскому государственному художественному музею большую коллекцию живописных произведений XIX–XX вв., включившую 51 работу её матери Марии Владимировны Ломакиной и 27 полотен деда - Владимира Гавриловича.
Тончайшие переливы последних пейзажных работ М.В. Ломакиной своей полупрозрачной живописной поверхностью, подобной фреске, создают «ощущение безграничного пространства космического охвата». В небольшом формате Мария Ломакина в полной мере смогла осуществить свою тягу к монументальному, эпическому началу в искусстве, воплощая иную реальность, далекую от повседневности и сиюминутности бытия.


Мария Владимировна Ломакина умерла в 1964 году в Загорске, Московской области, там и похоронена.


Первая персональная выставка Марии Ломакиной состоялась через тридцать лет после ее смерти в 1993 г. в Москве.
Творчество М.В. Ломакиной представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее искусства народов Востока, Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Белгородском государственном художественном музее, Государственном музее Грузии им. Ш.Я. Амиранашвили, музеях Вологды, Рязани, Твери, Тулы, Ярославля и др., а также в собрании дочери художницы.


https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post461156898


\\\\\*/////





Другие статьи в литературном дневнике: