Барченков.

Раиса Бобрешова: литературный дневник

В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад — заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918-2002 ) — внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитии реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.


Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием, детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.


В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 год, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.


После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации — Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников.Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году.


Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.


С 1944 года Н.И.Барченков - постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом (США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).


Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился под влиянием реалистических традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".


Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры , последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.


С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи. 


Этапным стало для него полотно " В освобожденные места" (1948). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.


В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.


Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа - главный лейтмотив творчества.


В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"


В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари- (Италия). 


В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".
Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 — в Токио (Япония), 1984 г. — в Монреале (Канада).


Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.


Работы Н.И.Барченкова находятся в собраниях Третьяковской галереи,Русского Музея С.Петербурга и других крупных музеях нашей страны, а за рубежом-в собраниях национальных музеев и крупнейших художественных галерей.


Источник:
http://barchenkov.ru/about.html


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Николай Иванович Барченков – выдающийся представитель живописной школы Сергиева Посада.


Народный художник России, почётный гражданин родного города, на протяжении многих лет являлся участником местных, республиканских и международных экспозиций.


Важнейшие в его жизни даты были отмечены персональными выставками.


Николай Иванович родился в 1918 году, в Крестьянской слободке. В то время это была сельская окраина Сергиева Посада.


Родители его - из потомственных мастеровых, прославивших Посад игрушкой.


Детский интерес к жизни, наблюдательность, любовь к животным определили героев первых рисунков.


Увлевение рисованием и живописью проявилось очень рано.


В школе он так хорошо выполнял оыормительские работы, что его пригласили оформителем в соседнюю воинскую часть.


Тогда впервые Барченков всерьёз почувствовал необходимость профессиональных знаний. Травма правой руки стала тяжелейшим ударом, и только страстное желание стать художником удержало его в жизни.


Всего за год он научился рисовать и писать левой рукой.


В 1935 году Барченков поступил в Московское областное художественное училище Памяти 1905 года.


Его учителями здесь были П. Крымов , С. Фролов, Г. Н. Горелов . После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.



Родился в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде.
В 1935 году поступил в Московское областное училище Памяти 1905 года.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников. Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году.
В Загорском музее-заповедниек в 1953 году прошла его первая персональная выставка


С 1944 года – постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).
В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"


В1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Барии (Италия).


В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".


Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 – Токио (Япония), 1984 г. – Монреале (Канада).




В.Н.Сосин - художнику Барченкову


В год войны, нареченной гражданской,
небосвод над Россией дымился.
Но в Посаде, в Слободке Крестьянской,
тихой радостью дом озарился.


Прибавленье в семье у Ивана,
оттого стали праздником будни.
Появленье на свет мальчугана,
что в грядущем художником будет.


Николая Угодника имя
мальчугану родители дали.
Рос. Всегда был почтителен с ними.
Сил, ума набирался с годами.


За окном детвора озорует,
мяч гоняет, дурачится, скачет.
Ну а он все рисует, рисует,
потому что не может иначе.


Льет ли дождик... Иль вьюга лютует...
Год проходит... Рождается новый...
Неустанно художник рисует,
постигая искусства основы.


Рисовать научился он солнце,
лес, деревья, скопления люда...
Вот и стал Николай чудотворцем.
У него что картина – то чудо.


Что картина – то праздник для взгляда.
Забываются ссоры, обиды...
Подарил он нам виды Посада
и смиренные сельские виды.


Благодарны художнику люди.
За столетьем столетие минет,
но Посад никогда не забудет
о Почетном своем гражданине.




Трудное, голодное время воспитало в мальчике терпение и твёрдость характера.


Сказочный город в конце ХХ века возвращается к своей славной истории.


И правды ради надо сказать, что именно Барченков открыл нам своеобразную красоту города в своих живописных работах.


Творчество художника пронизано безграничной любовью к родному Сергиеву Посаду.



Своими работами – портретами, натюрмортами, жанровыми картинами – он внёс существенный вклад в развитие русской реалистической живописи ХХ столетия.


Яркое дарование художника наиболее полно реализовалось в жанре городского и сельского пейзажа.


Творчество художника пронизано безграничной любовью к Подмосковью, к родному Сергиеву Посаду.


Он выделяется среди других художников собственной, узнаваемой манерой письма.


Школа сергиевопосадских живописцев в коллекциях других городов России часто представлена именно полотнами Барченкова.


Картины Николая Барченкова известны во всём мире. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях многих городов России, достойно представляют русское изобразительное искусство ХХ века в коллекциях стран Азии, Америки, Европы.









Для путешествующего по этому древнему городу работы Барченкова навсегда останутся своеобразным путеводителем.


На всех полотнах Барченкова присутствует природа – великий учитель и ценитель души.


Барченков внимательно и с любовью вглядывается в окружающий мир: уголок сада, птичник, заваленные снегом дома, купола и башни Троице-Сергиевой лавры.



/////



В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918-2002 ) – внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитие реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.
Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием. Детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.


В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 года, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.


После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации – Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников. Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.


С 1944 года Н.И.Барченков – постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а также, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).


Как профессиональный живописец, Н.И. Барченков сложился под влиянием традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".


Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.


С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно "В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.


В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.


Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа – главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из-под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"


В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари (Италия).


В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".


Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 – Токио (Япония), 1984 – Монреале (Канада).


Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу, являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.


www.museum.ru/N43627



»» ВТОО "Союз художников России"
Адрес: город Москва, ул. Покровка, д. 37
Телефоны: (495) 917-56-52, факс (495) 917-40-89
EMail: informsh@mail.ru
КАРТИНЫ



/////



КАРТИНА



Муниципальная
картинная галерея
г.Красноармейск
Московской
области



///


Москва
Выставка Николая Ивановича Барченкова.
Выставка Николая Ивановича Барченкова.
В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918-2002 ) – внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитие реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.
Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием. Детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.


В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 года, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.


После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации – Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников. Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.


С 1944 года Н.И.Барченков – постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а также, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).


Как профессиональный живописец, Н.И. Барченков сложился под влиянием традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".


Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.


С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно "В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.


В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.


Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа – главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из-под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"


В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари (Италия).


В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".


Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 – Токио (Япония), 1984 – Монреале (Канада).


Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу, являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.


www.museum.ru/N43627
Ваше мнение »»


»» ВТОО "Союз художников России"
Адрес: город Москва, ул. Покровка, д. 37
Телефоны: (495) 917-56-52, факс (495) 917-40-89
EMail: informsh@mail.ru




В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад - заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков ( 1918-2002 ) - внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитии реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.


Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием, детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.


В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 год, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.


После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации - Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников.Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.


С 1944 года Н.И.Барченков - постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).


Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился под влиянием реалистических традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".


Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры , последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.


С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно " В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.


В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.


Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа - главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"
В1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари- (Италия).
В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".
Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 - Токио (Япония), 1984 г. - Монреале (Канада).


Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.


Работы Н.И.Барченкова находятся в собранияхТретьяковской галереи,Русского Музея С.Петербурга и других крупных музеях нашей страны, а за рубежом-в собраниях нацио- нальных музеев и крупнейших художественных галерей.



В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 год, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.


После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации - Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.


В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников.Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.


С 1944 года Н.И.Барченков - постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).


Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился под влиянием реалистических традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".


Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры , последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.


С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно " В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.


В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.


Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа - главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


////



Николай Иванович Барченков



«Я никогда не делал того, что не мог сделать хорошо и не чувствовал сердцем» Барченков Н.И.


Николай Иванович Барченков – заслуженный художник РФСР, народный художник России, почётный член Итальянской академии художеств, один из основателей отделения союза художников г. Загорска, выдающийся представитель классической русской живописной школы, живописной школ


Творчество
Как профессиональный живописец Н. И. Барченков сложился под влиянием лучших традиций отечественного изобразительного искусства, художественного наследия таких мастеров реалистической школы, как А. Е. Архипов, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля. Внимательное изучение и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются в его творчестве с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира. Н. И. Барченков не ограничивает себя в жанровом и тематическом выборе, его кисти в равной степени подвластны пейзаж и жанровая картина, портрет и натюрморт.


Искренние, доверительные интонации полотен Н. Барченкова никого не оставляют равнодушным. Многочисленные выставки, в которых принимал участие Н. И. Барченков, его персональные выставки, включая зарубежные (Япония, Германия), неизменно вызывали большой интерес публики и восторженные отклики в прессе. О международном признании его таланта свидетельствует награждение золотой медалью Итальянской Академии художеств и присуждение ему звания её Почетного члена.


Картины Н. И. Барченкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в художественном музее родного города, почетным гражданином которого он является, во многих российских художественных музеях и галереях, в частных коллекциях за рубежом: Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии, Германии.


Барченков, Николай Иванович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Барченков.
Николай Иванович Барченков
Дата рождения:
1918
Место рождения:
Сергиев Посад
Дата смерти:
2002
Гражданство:
Flag of the Soviet Union.svg СССР ? Flag of Russia.svg Россия
Жанр:
Реалистическая живопись, соцреализм
Учёба:
Московское художественное областное педагогическое училище памяти 1905 года
Звания:
Народный художник РСФСР— 1980
Николай Иванович Барченков (1918—2002) — народный художник РСФСР (1980), почетный член Итальянской академии художеств, живописец.


Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Галерея
4 Ссылки
Биография
Николай Барченков родился в Сергиевом Посаде в семье потомственных кустарей-игрушечников. Рисовать любил с детства, но пришлось поступить в ФЗУ, где в результате несчастного случая юноша потерял правую руку. Уже в больнице он начал учиться рисовать левой и вскоре успешно сдал экзамены в Московское художественное областное педагогическое училище памяти 1905 года, которое окончил в 1939 году. Учителями по специальности были П. Крымов, С. Фролов, Г. Н. Горелов. Творческая атмосфера, царившая в училище, общение с интересными яркими личностями оказали благотворное воздействие на формирование будущего художника.


После окончания училища Н. И. Барченков жил в Москве и работал в Музее Революции как художник-копиист. Время, отданное исполнению копий с картин известных мастеров, не пропало даром: незаметно шло постижение законов техники живописи и рисунка, накопление знаний об отечественной художественной классике.


С началом Великой Отечественной войны Н. И. Барченков возвращается в Загорск. Он рисует плакаты, тиражирует «Окна ТАСС». В 1943 году он впервые представляет свои художественные работы на выставке только что образованного Товарищества загорских художников, с которым он тесно свяжет свою дальнейшую творческую судьбу.


В 1981 году художнику было присвоено звание Почётного гражданина города Загорска.




///




///


1918 - 2002
народный художник России, почетный член Итальянской академии художеств, живописец
БИОГРАФИЯ


Николай Барченков родился в Сергиевом Посаде в семье потомственных кустарей-игрушечников. Рисовать любил с детства, но пришлось поступить в ФЗУ, где в результате несчастного случая юноша потерял правую руку. Уже в больнице он начал учиться рисовать левой и вскоре успешно сдал экзамены в Московское художественное областное педагогическое училище памяти 1905 года, которое окончил в 1939 году. Учителями по специальности были Н. П.Крымов, С.Фролов, Г. Н.Горелов. Творческая атмосфера, царившая в училище, общение с интересными яркими личностями оказали благотворное воздействие на формирование будущего художника.


После окончания училища Н. И. Барченков жил в Москве и работал в Музее Революции как художник-копиист. Время, отданное исполнению копий с картин известных мастеров, не пропало даром: незаметно шло постижение законов техники живописи и рисунка, накопление знаний об отечественной художественной классике.


С началом Великой Отечественной войны Н. И. Барченков возвращается в Загорск. Он рисует плакаты, тиражирует «Окна ТАСС». В 1943 году он впервые представляет свои художественные работы на выставке только что образованного Товарищества загорских художников, с которым он тесно свяжет свою дальнейшую творческую судьбу.



ТВОРЧЕСТВО


Как профессиональный живописец Н. И. Барченков сложился под влиянием лучших традиций отечественного изобразительного искусства, художественного наследия таких мастеров реалистической школы, как А. Е.Архипов, К. Ф.Юон, В. К.Бялыницкий-Бируля. Внимательное изучение и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются в его творчестве с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира. Н. И. Барченков не ограничивает себя в жанровом и тематическом выборе, его кисти в равной степени подвластны пейзаж и жанровая картина, портрет и натюрморт.


Искренние, доверительные интонации полотен Н. Барченкова никого не оставляют равнодушным. Многочисленные выставки, в которых принимал участие Н. И. Барченков, его персональные выставки, включая зарубежные (Япония, Германия), неизменно вызывали большой интерес публики и восторженные отклики в прессе. О международном признании его таланта свидетельствует награждение золотой медалью Итальянской Академии художеств и присуждение ему звания её Почетного члена.


Картины Н. И. Барченкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в художественном музее родного города, почетным гражданином которого он является, во многих российских художественных музеях и галереях, в частных коллекциях за рубежом: Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии, Германии.



/////


Среди известных и знаменитых художников России особое место занимает Барченков Николай Иванович. Он оставил заметный след в мире искусства и прославил свой родной город Сергиев Посад, его культурную историю и развил направление реализма в подмосковном регионе. Отобразил многие красивейшие места на своих картинах. Он происходит из семьи потомственных мастеров игрушки Сергиево-Посадской манеры. Родился в этом славном городке в 18-ом году. Склонность к рисованию у мальчика проявилась с самого раннего детства, ей способствовали и наблюдательность ребенка, и живое участие к животным и природе в целом. Героями его первых детских картин становились домашние животные или уголок сада родного, или красивые лужайки родного Посада.


Видя стремление сына к художествам, родители обучили его навыкам и приемам народной росписи игрушек, тому, что сами знали. Однако Николай не стал останавливаться на простом ремесленном знании и в 35-ом году поступает в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Здесь весьма строго и почтительно относились к наследию великих русских художников (Репина, Коровина, Серова, Левитана). Реалистичная манера альма-матер стала для молодого дарования базовой и основной манерой – она органично совпала с личным приверженным отношением к житейскому воплощению правды и реальности. По окончании учебы Барченков стал копиистом и определен в Музей Революции на работу, где изучает манеру исполнения и приемы самых известных и именитых советских художников. В 41-ом году художник возвратился в родной город и стал активным участником и вдохновителем культурной жизни города. Почти двадцать лет перерыва он восполняет организацией выставок и созданием творческих организаций в Сергиевом Посаде (тогда Загорске). Профессионально Барченков основывался на работах своих первых вдохновителей – передвижников. Именно таких же, как сам последователей этих мастеров он и собирает в «Союзе русских художников». Однако наследие прошлого не тяготеет над ним и в работах мастера основную тему занимает отображение реальности – она интересна и привлекательна для автора. Работы мастера вполне вписываются в когорту лучших образцов соцреализма.


Живописец. Учился в Московском художественном училище (1934 — 1939 гг.). Персональные выставки проводились с 1948 по 1980 гг. в Загорске, Москве, Санкт-Петербурге. Работы художника находятся в собраниях ГТГ, ГРМ.


Народный художник России, Почётный гражданин города.



НИКОЛАЙ БАРЧЕНКОВ - БИОГРАФИЯ


Много значила для Н. И. Барченкова и его совместная работа на этюдах с друзьями по училищу, с которыми художник всегда держал связь.
В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Н. И. Барченков переезжает в Загорск. Работая художником Горкино и Городского парка культуры, выполняя задания ГК КПСС и исполкома Горсовета, он пишет лозунги, плакаты. панно, портреты, рисует сатирические «Окна ТАСС». Вместе с тем он не забывает о живописи, ограничиваясь, правда, первое время натурными этюдами.
В 1943 и 1944 гг. состоялись две выставки, имевшие важное значение для стимулирования творческой работы живописцев Подмосковья.
После долгого перерыва художники Загорска в 1943 году устроили коллективный показ своих работ широкому зрителю, а в 1944 году в столице состоялась выставка произведений художников Московской области, на которой загорчане выступили как один из самых сильных и сплоченных коллективов.
Обе эти выставки для дальнейшего творчества Н. И. Барченкова имели определяющее значение—с этого времени все свои силы художник отдает только живописи. За успешное выступление на областной выставке Н. И. Барченков был принят в Московское отделение Союза художников СССР. Пребывание в сильном коллективе, общение с ведущими живописцами страны, безусловно, способствовали росту творческой активности Барченкова‚ расширили его идейно-политический кругозор.
Большое значение для становления Барченкова как художника имела его работа на только что открытой тогда академической даче в 1947 и 1949 гг. Он учился у своих товарищей, художников Ярославля, Уфы, Омска и других городов России и у мастеров: у А. П. Бубнова; Т. Г. Гапоненко. С особой благодарностью Н. И. Барченков вспоминает П. А. Крылова, часто наезжавшего на академическую дачу и подолгу работавшего за мольбертом рядом с начинающими художниками. «Он много помог мне рассказами, примером в работе,——говорит Барченков.—Это сближало. Много подсмотрел, многому научился я у хорошего мастера».
1946—1950 годы для Н. И. Барченкова — это годы напряженной работы над тематической картиной. Одна за другой появляются его работы на всесоюзных и республиканских выставках тех лет.
В 1947 году Н. И. Барченков экспонирует на Всесоюзной художественной выставке в Москве свою первую удачную вещь «Колхозное стадо», которая затем, в 1948—1949 гг. вместе с передвижной выставкой объехала ряд крупных городов Советского Союза.
В следующем, 1948 году Н. И. Барченков написал картину и по сей день являющуюся лучшим произведением в творчестве художника. Это был холст «В освобожденные места». В нем Н. И. Барченков поднимал тему широкого гражданского звучания - тему восстановления народного хозяйства страны после долгой и тяжелой войны. Художник изобразил широкое бескрайнее поле, по которому валом валит стадо, возвращающееся в родные места. Перехлестывая через перекаты холмов, течет этот могучий поток побеждающей жизни. Приглушенный суровый колорит картины, весь ее эпический строй как нельзя лучше Соответствовал настроению того времени, времени хмурых, но героических будней.
Эта картина Н. И. Барченкова, показанная на республиканской художественной выставке 1949 года и на передвижной выставке по городам РСФСР, позже заняла свое заслуженное место в Пермской картинной галерее.
В 1947 году Н. И. Барченков работает над другой своей картиной, в которой также сумел найти и выразить лаконичный, но глубокий и волнующий образ. На этот раз художника привлекла лирика русской природы, лирика русской жизни.
Над степью медленно всплывает огромная круглая луна. Тихо пасется в высоких травах косяк лошадей. Все словно замерло, заснуло в волшебном полусне. Лишь встревоженная кобылица прядет ушами, чутко ловит одной ей слышные шорохи. Порывистая и сильная, она защищает своим могучим телом прильнувшего к ней тонконогого жеребенка-стригунка.
Такова картина Н. И. Барченкова «Ночное», картина со скромным сюжетом, но глубоким человечным содержанием.
«В освобожденные места» и «Ночное» были удачным началом молодого живописца. Следующая большая картина Н. И. Барченкова «Полдня в колхозном стаде» экспонировалась на Всесоюзной и республиканской выставках 1950 года. Но она не имела уже такой образности выражения темы и искренности чувств. Это было в значительной степени сочиненное холодное полотно, вызвавшее справедливую критику.
На республиканской выставке 1953 года Н. И. Барченков выставил «Лагерь молодняка" - картину‚ которая была новой его удачей. Написанная в результате большой и серьезной работы художника в одном из подмосковных совхозов, эта картина привлекает своей безыскусственной, но волнующей правдой жизни. Солнечным веселым утром на зеленой поляне собралась вокруг телятницы группа молоденьких бычков-сосунков. Телятница поит их из специальных бидончиков. Простое широкое, но такое милое и ласковое лицо девушки хорошо гармонирует с веселой улыбкой природы, а бычки с их большими, смешно растопыренными ушами, со слабенькими ножками и большими «задумчивыми» глазами так непосредственно и живо схвачены художником, что кажется, сама жизнь, добрая и улыбчивая, смотрит на нас с холста.
В эти же годы Н. И. Барченков работает и над другими темами. Он сделал немало попыток решения жанровых картин. В 1946—1949 гг. художник собирал материал для картины “На колхозном рынке», а в 1946 г. написал холст «Выборы на селе». В 1948 году появляются картины о детях: «Любимое занятие» и «Маленькая хозяйка». В 1950 году на республиканской выставке был показан большой холст «За внуком». Но эти картины не имели того большого содержания, которое лежало в основе лучших картин Н. И. Барченкова, написанных им на тему колхозного стада. Большинство из жанровых полотен носит иллюстративный характер. В этом отношении выделяется лишь «Маленькая хозяйка», тепло задуманная и деликатно выполненнная вещь. Н. И. Барченков очень серьезно и долго работал над картиной «За внуком». В результате этой работы был собран большой и интересный материал. Портретные этюды, написанные для этой картины: медицинской сестры, смеющейся девушки, старого колхозника — едва ли не лучшие натурные работы художника тех лет. Особенно живой, выразительный пленерный этюд медицинской сестры. Но сама картина не получилась.
В самом начале своей творческой работы Н. И. Барченков определился как живописец-анималист. Эта область искусства была ему ближе и понятнее какой-либо другой. Свою главную тему Н. И. Барченков не выдумал, он не пришел к ней в результате размышлений над тем, как и чем отличиться от других, Тема нового общественного стада в творчество Барченкова пришла сама собой как результат изучения жизни. Из года в год подолгу художник работает в совхозах и колхозах Московской области, пополняя запас своих жизненных наблюдений, черпая темы и сюжеты своих картин.
В 1951 году Н. И. Барченков был приглашен на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Для павильона «Животноводство» он пишет панно «Стадо совхоза "Караваево"—результат огромной этюдной работы на месте, в одном из самых передовых общественных хозяйств страны.
В последующие годы на московских областных выставках появляются картины Н. И. Барченкова «Утро на ферме» (1955) и «Телята. Молодняк» (1956). Последняя крупная работа художника «Стадо на зимней прогулке» (1957) вызвала противоречивые суждения. Это было обусловлено прежде всего тем, что в ней не было той остроты подачи темы, которая свойственна произведениям, созданным художником в 1940-х годах.
В то же время картина несла в себе Много хорошего. Художнику удалось передать не только красивую стать сильных породистых животных, но и многое из того нового, что характеризует современное животноводческое хозяйство.
Лучшими картинами последних лет были холсты «Зеленеет» и «Зимой». В первом художник изобразил раннюю весеннюю зорю и только что проступившую зелень озимых хлебов, во второй его взволновала волнующая прелесть белой русской зимы с ее инеем на березках, с лошадками, со свежим приятным цветом зеленого сена в санях. Обычный, но дорогой русскому сердцу мотив! И подает его художник спокойно, деликатно.
Выставка произведений Н. И. Барченкова довольно полно раскрывает творческий облик художника. О том, что он любит, сказать нетрудно, если вглядеться в работы, представленные на выставке. Он любит каждую черточку, характерную для русской подмосковной жизни. Любит стадо на зеленеющей весенней лужайке, русские ковровые сани, заиндевевшие деревья, поземку, горящие на утреннем солнце сугробы, лошадку-сивку и коровушку-буренку. Он любит русские традиции, но больше он любит то новое, что определяет наш сегодняшний, советский день, что составляет его содержание.
В этюдах художника есть и задворки, и старый Сергиев- и пастушки, греющиеся на солнце, но картины он пишет главным образом тогда, когда характерность, «русскость» мотива сочетается с большим и серьезным гражданским содержанием. Такие картины, как «Ночное» и «Зимой», в которых больше традиционных представлений о русской жизни, чем современности, у Барченкова очень редки. Основные его картины посвящены сегодняшнему дню.
Н. И. Барченков—человек своего времени. Современность, живую жизнь он любит больше и сильнее традиций. В выборе тем художник всегда актуален, злободневен. О созвучности картины «В освобожденные места» настроению послевоенных дней уже говорилось. «Лагерь молодняка» появилась в 1953 году, когда проблема укрепления общественного животноводства в стране стояла особенно остро. Взволнованным языком искусства художник агитировал за лозунги, выдвинутые тогда партией.
Есть люди, считающие, что актуальность, злободневность темы, сюжета уже сами по себе снижают художественные достоинства картины, ибо делают художника якобы не свободным в выражении своих чувств. На примере Н. И. Барченкова видна несостоятельность подобных утверждений. «В освобожденные места» и «Лагерь молодняка»-—наиболее актуальные картины художника, вместе с тем — это бесспорно лучшие работы во всем его творчестве.
Злободневность этих картин не надуманная. Их жизненность определена не внешними, преходящими причинами. Художник жил одними мыслями и чувствами с народом и, как умел, выразил эти чувства в своих картинах.
Как-то разна встрече молодых художников Загорска с деятелями АХР А.Д. Григорьев, рассказывая о поездке руководителей Ассоциации к И. Е. Репину в 1927 году, подчеркнул одно, весьма существенное обстоятельство, свидетельствующее о той почтительности, уважении, с которыми великий художник и вообще его товарищи — передвижники относились к выставкам к зрителю.
«Я был тогда заместителем директора Третьяковской галереи,- рассказывает А. Григорьев, — и имел чек Гельсингфорсского банка на 5000 рублей для приобретения произведений И. Е. Репина.
Я сказал об этом Илье Ефимовичу. Он ответил, что пишет мало, а что написал, то все уже продано и, кроме этюдов, у него ничего нет. Тогда я предложил купить этюды. «Мы, передвижники‚ против выставки этюдов»‚— сказал Репин".
К сожалению, эта прекрасная русская традиция -участвовать на выставках главным образом картинами, сейчас в значительной мере утеряна. И то, что Н. И. Барченков на выставки предоставляет, как правило, картины, является одной из положительных его сторон, свидетельствует о большом чувстве ответственности художника перед зрителем.
Часто приходится слышать утверждение, что хорошо композиционно организованный и прописанный этюд или даже просто большой удачный этюд уже есть картина. Кое-кто картиной объявляет всякий этюд. вставленный в раму. Все эти разговоры и практическая работа как в этом «этюдистском» направлении, так и у натуралистов, описывающих свои «картины» со специальных театрализованных постановок, ведут к принижению искусства живописи как формы выражения больших гражданских чувств, настроений, идей.
Барченков никогда не путает двух понятий — «этюд» и «картина». Он всегда решает свои холсты, отбирая в результате целенаправленной этюдной и эскизной работы то главное, что более всего помогает донести до зрителя волнующие художника мысли и чувства. Для лучших картин Н. И. Барченкова характерен простой, лаконически выраженный сюжет. При этом большое значение художник придает силуэту.
Именно эти черты прежде всего определяют силу картин «В освобожденные места», «Ночное», «Зеленеет», «Лагерь молодняка» и «Зимой».
Особая роль в этих картинах отводится пейзажу. Настроение природы решается так, что оно поддерживает, углубляет основную мысль произведения, дает ей чувственное выражение. Без этого сюжет становится не средством выражения темы, а иллюстрацией единичного факта. Поздние сумерки с последними всполохами зари на мерцающем небе, с глубокой тенью, покрывшей землю, и стригунок-жеребенок, прильнувший к кобылице («Ночное»), дружные всходы хлебов и нежный румянец восхода («Зеленеет»), морозец белой русской зимы и пара крепких, словно сбитых лошадок («Зимой») — это неразрывно связанные между собой элементы, крепкая основа картин.
И, наоборот, одной из главных причин неудач некоторых работ Н. И. Барченкова является то, что художник, решая их, слишком малое значение уделил поискам того состояния неба, земли, вообще всей природы, в которой разворачивается действие картины. Однообразные, спокойно-серые, безликие утра и дни, которые встречаются в некоторых картинах Н. И. Барченкова последних лет, не могут дать никакой эмоциональной настроенности сюжету.
Привычка серьезно и долго работать над картиной, компоновать, отбирать главное, увидеть остро сюжет часто приводит к тому, что некоторые этюды Н. И. Барченкова несут в себе задатки хорошей картины. Подчас они смотрятся как удачные первоначальные эскизы.
К таким этюдам можно отнести очень эмоциональные наброски «Лошадки» (1947), «Пастух» (1947), «Заиндевело» (1950), В них художнику удалось увидеть образ. Голая снежная степь, серое чужое небо, поземка, и на ветру, у стога сена две жмущиеся друг к другу лошадки; чуть проглядывающая зелень травки, блеклые весенние дали и лицо пастуха, открытое ласковому пригревающему солнцу. Так лаконично, но проникновенно, с душой решены эти этюды.
Перечисленные работы, кстати, и написаны очень живо и свежо, что не всегда, особенно в последнее время, удается Н. И. Барченкову. Наряду с такими этюдами, как серия зимних пейзажей с солнечными сугробами, голубоватыми тенями, холодком инея (1956-1957) и серия штудий раннего летнего солнышка на купах деревьев (1955) — этюдов интересных прежде всего правдивостью и свежестью живописного решения, у художника появляются суховатость и жесткость живописи в некоторых картинах («Утро на ферме»), портретах («Портрет художника Б. Т. Лискова») и этюдах (серия пейзажей, привезенная художником с Саян). Тематическая картина в творчестве Н. И. Барченкова занимает главное место. Но художник много работает и над пейзажем-картиной и особенно над натюрмортами. На выставке представлены оба эти жанра характерными холстами. Вечер ранней весны с ее обнаженными холмами, остатками снега в логах и переливами старого золота в небе («Весна»,1955) — это любимый пейзаж Н. И. Барченкова, а большие эффектные букеты полевых и садовых цветов — традиционные для него натюрмортные картины.
Пейзажи и натюрморты Н. И. Барченкова выставлялись на многих больших выставках. Так, например, на республиканской выставке 1949 года были — «Цветы садовые», «Цветы полевые» и «Троице-Сергиева лавра», на выставке художников РСФСР 1954 года — пейзаж «Осенний вечер».


М. ГЛИНКИН



Выставки и аукционы:




Дополнительная информация:
/////////



Николай Иванович Барченков Дата рождения: 1918.


Место рождения: Сергиев Посад


Дата смерти: 2002. Жанр: Реалистическая живопись, соцреализм Учёба: Московское художественное областное педагогическое училище памяти 1905 года


Краткое описание жизни: Николай Барченков родился в Сергиевом Посаде в семье потомственных кустарей-игрушечников.


Рисовать любил с детства, но пришлось поступить в ФЗУ, где в результате несчастного случая юноша потерял правую руку.


Уже в больнице он начал учиться рисовать левой и вскоре успешно сдал экзамены в Московское художественное областное педагогическое училище памяти 1905 года, которое окончил в 1939 году.


Учителями по специальности были Н. П.Крымов, С.Фролов, Г. Н.Горелов. Творческая атмосфера, царившая в училище, общение с интересными яркими личностями оказали благотворное воздействие на формирование будущего художника. После окончания училища Н. И. Барченков жил в Москве и работал в Музее Революции как художник-копиист. Время, отданное исполнению копий с картин известных мастеров, не пропало даром: незаметно шло постижение законов техники живописи и рисунка, накопление знаний об отечественной художественной классике. С началом Великой Отечественной войны Н. И. Барченков возвращается в Загорск. Он рисует плакаты, тиражирует «Окна ТАСС». В 1943 году он впервые представляет свои художественные работы на выставке только что образованного Товарищества загорских художников, с которым он тесно свяжет свою дальнейшую творческую судьбу. Творчество: Как профессиональный художник Н. И. Барченков сложился под влиянием лучших традиций отечественного изобразительного искусства, художественного наследия таких мастеров реалистической школы, как А. Е.Архипов, К. Ф.Юон, В. К.Бялыницкий-Бируля. Внимательное изучение и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются в его творчестве с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира. Н. И. Барченков не ограничивает себя в жанровом и тематическом выборе, его кисти в равной степени подвластны пейзаж и жанровая картина, портрет и натюрморт. Искренние, доверительные интонации полотен Н. Барченкова никого не оставляют равнодушным. Многочисленные выставки, в которых принимал участие Н. И. Барченков, его персональные выставки, включая зарубежные (Япония, Германия), постоянно вызывали большой интерес публики и восторженные отклики в прессе. О международном признании его таланта свидетельствует награждение золотой медалью Итальянской Академии художеств и присуждение ему звания её Почетного члена. Картины Н. И. Барченкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в художественном музее родного города, почетным гражданином которого он является, во многих российских художественных музеях и галереях, в частных коллекциях за рубежом: Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии, Германии. Галерея: Галерея работ Н. И. Барченкова.
Основные термины статьи: Барченков училище Барченкова областное художественное педагогическое памяти мастеров рождения Московское художник Галерея Николай выставки пейзаж жанровая жанровом картина подвластны степени выборе кисти портрет равной тематическом Искренние принимал Многочисленные равнодушным оставляют ограничивает которых никого доверительные интонации



/////


Выставка Николая Барченкова в Москве 2016


Выставка народного художника, «летописца Сергиево Посада», Николая Барченкова открылась в Москве
Николая Барченкова называют летописцем Сергиева Посада. Старинный подмосковный городок стал для народного художника России целым миром и главным действующим лицом его полотен. Более сотни живописных и графических работ мастера можно увидеть в эти дни в Москве, в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки. Часть экспонатов — из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, но многие произведения выставляются впервые.

Николай Барченков создал живописный альбом родного города. Это невыдуманные сценки из повседневной жизни. Соседские курочки, строящиеся дома, монастырь под лучами весеннего солнца — почти все написано с натуры.

«Это, наверное, лирический портрет города, так можно сказать. Вы посмотрите, как освещение передается. Снег лежит, но, вы знаете, это весна. Вы видите, оттуда веет, пахнет весной. Это то, что умел делать Николай Иванович» — рассказывает заместитель генерального директора Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева.

Троице-Сергееву лавру он писал больше 50 лет в разное время года и суток, с разных ракурсов. Барченков не мучился над темой, а остался верен городу, воспел его архитектуру, историю, современную жизнь. Улицы Загорска, так в советское время назывался Сергеев Посад, тихие и уютные, по ним гуляет семья художника.

«Вставал очень рано в любое время года. Весной в 4-5 часов утра уже выходил на этюды. Мы вставали, он приходил уже с готовой работой. Ни одного повтора нет. Натюрморты — мы, дети, ходили в поле, собирали цветы, ягоды, собирали на своих грядках, он ставил натюрморты и писал» — вспоминает дочь художника Наталия Барченкова.

Красные ягоды и свежий снег, едва заметные цветы — его натюрморты в 1970-х стали образцом для подражания. Появилось даже особое выражение — «Барченковские натюрморты» — Николай Иванович писал левой рукой, хоть и рожден был правшой. Детская травма не изменила мечты: всего за год научился рисовать левой. Это наглядный пример трудолюбия для студентов Школы акварели Сергея Андрияки, где открылась выставка.


«У нас есть такие проекты, как, например, мы показываем молодых художников-современников, и есть проект знаменитых, народных художников, заслуженных» — говорит куратор выставки «Душа моя – Россия» Елена Смирнова.

Николай Барченков — художник народный. Писал, что когда обсуждали возможность присуждения ему звания заслуженного деятеля искусств, кто-то из присутствующих сказал: «Какой он деятель? Он – художник».


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Николай Иванович Барченков, старейший живописец Подмосковья, справедливо заслужил внимание ценителей живописи и специалистов-искусствоведов. Народный художник России, почетный гражданин родного города Сергиева Посада, он на протяжении многих лет является участником местных, республиканских и международных художественных экспозиций. И правды ради следует сказать, что своеобразную красоту города открыл нам в своих живописных циклах замечательный художник Барченков.
Николай Иванович родился в 1918 году. Родители его— из потомственных мастеровых, прославивших Посад игрушкой. Трудное, голодное время воспитало в мальчике терпение и твердость характера. Увлечение рисованием и живописью проявилось очень рано. Травма правой руки стала тяжелейшим ударом, и только страстное желание стать художником удержало его в жизни. Всего за год он научился рисовать и писать левой рукой.
В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное художественное училище Памяти 1905 года. Он до сих пор удивляется, что же особенного увидели члены приемной комиссии в его работах и почему отдали предпочтение ему, когда рядом были ребята, на его взгляд, талантливее.
В благодарность судьбе он с азартом окунулся в мир профессионального искусства. В то время в училище преподавали прекрасные педагоги: Н. Крымов, С. Чирков (ученики И. Репина), Г. Горелов, С. Фролов. В училище с большим пиететом относились к творческим достижениям и наследию великих русских мастеров рубежа XIXвеков: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде. Многому научило студентов регулярное общение с произведениями русской живописи (а иногда и с их авторами) в сокровищнице произведений русского искусстваретьяковской галерее.
После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции СССР, Н. И. Барченков с увлечением постигал особенности живописной манеры ведущих отечественных художников. На этюдах с бывшими однокашниками, на вечерних занятиях в студии горкома художников будущий мастер постепенно накапливал опыт и жизненные впечатления
.Война круто изменила творческую жизнь молодого художника, начавшуюся так успешно. Осенью сорок первого приближающийся фронт опалил родной город Николая Ивановича. Под свежим впечатлением он пишет пейзажи, в которые вторглись грубые вещественные признаки войны (Осень. Загорск. 1941). Наскоро затесанные, наклонно торчащие в сторону врага толстые обрубки деревьев, как во времена ордынских набегов, защищают русскую святыню, которая тонкой полоской зябнущих под осенним ветром домиков, башен, куполов протянулась по горизонту. Только сваренные из рельсов противотанковые ежи, на картине такие тоненькие в сравнении с частоколом из столетних стволов, напоминают, что события происходят в XX веке. Оставшиеся жители готовиись к защите города. се вкладывали всё, выходили на работы и стар и млад, — вспоминает художник, — со стороны Дмитрова копали ров href="images/svb.JPG">
В 1943 году Н. И. Барченков вместе с друзьями организовал Товарищество художников в Загорске. В 1947-м вступил в Союз художников.
Живопись Николая Ивановича удивительно многообразна, и за внешней простотой видны глубокие раздумья мастера о судьбах России,


национальном достоинстве русских, традиционной культуре, страстное желание сохранить в череде поколений лучшие национальные качества



Design by Chernenko Lada


Источник:
https://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2007/web-pages/belousova/chernenko_lada/html/biograf1.html








 



Другие статьи в литературном дневнике: