***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Заслуженный художник Российской Федерации Татьяна Витальевна Киселёва родилась в 1959 году, в Загорске.


Её мама, Евдокия Ивановна, работала в книжном магазине. Отец — литератор, окончил филфак МГУ. Виталий Иванович работал в школе, преподавал в старших классах литературу.


Евдокия Ивановна сохранила первые детские рисунки дочери — иллюстрации к сказкам.


Родители читали маленькой Тане сказки, а потом давали бумагу и цветные карандаши.
Татьяна училась хорошо, много читала, и постоянно рисовала иллюстрации к прочитанным книгам. Книг в доме было не много, а очень много — Виталий Иванович начал собирать библиотеку ещё в студенческие годы...


Таня мечтала стать художником.


Цитата:

«Добиться своей цели ей помогали родители, люди высокого интеллекта.
Выросшая среди книг девочка полюбила литературу и историю. Именно эти знания она применяла в предмете своего увлечения. Рисовала с упоением...
В арсенале Т. Киселевой 90 книг, моментально ставших раритетами. Ее рисунки буквально покоряют читателя. Лица детей светлеют при виде ее теплых, радостных, очень красивых тонких рисунков. Да и взрослые с трудом выпускают из своих рук ее книги, не расставаясь при этом, конечно, с ними насовсем.
Книги стихов местных поэтов, проиллюстрированных Татьяной Киселевой, находили и находят более короткий путь к читателю. Они всегда на видном месте в личных библиотеках».
(Нинель Матвеевна Холодкова: «Вера, Надежда и Любовь в искусстве Татьяны Киселёвой»)


*


Один из её одноклассников - Алексей Батурин - как-то сказал: «Кто думал тогда, что Танечка станет гордостью Сергиева Посада, России?»... Другой её одноклассник — знаменитый художник Анатолий Власов — рассказывал, что ему всегда нравились рисунки Татьяны, и он невольно сравнивал их со своими... И одноклассники Татьяны Витальевны, и любимая учительница — легендарный педагог Маргарита Борисовна Киневская — до сих пор называют её Танечкой.


Так получилось, что в художественной школе Таня Киселёва не училась. В старших классах средней школы она недолго занималась в художественной студии Дома пионеров, где ее основного педагога Савелия Кочурина на пару месяцев заменял молодой выпускник Строгановки Александр Хлебников, который позже стал священником, и в настоящее время служит в Успенском храме, что на Болотной улице в Сергиевом Посаде...


Для поступления на художественное отделение техникума игрушки Татьяну подготовил Михаил Иванович Кудюкин, который преподавал в этом техникуме. Он жил в соседнем подъезде, и после работы заходил, ставил композицию, объяснял и подсказывал.


Благодаря занятиям с Михаилом Ивановичем, Татьяна легко поступила в Загорский техникум игрушки — теперь это «Российский художественно-технический колледж игрушки». Здесь учителями Татьяны Киселёвой были Владимир Георгиевич Дьяков, Геннадий Иванович Галактионов, Иван Иванович Харченко …


Татьяна окончила техникум с золотой медалью.


Потом она в течение года работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. За это время она создала 10 (!) образцов игрушек. Все образцы эксперты НИИ оценили по высшей категории — они поступили в серийное производство.


В 1981 году сбылась её мечта: она поступила в Московское высшее художественно-промышленное училище — знаменитую Строгановку. Теперь это высшее учебное заведение носит название — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова (1981 — 1986).


Татьяна Киселёва училась на отделении графики, её учителями были Софья Михайловна Родионова, Сергей Михайлович Смирнов, Валентина Михайловна Волошко, Борис Николаевич Рахманинов.


Учиться было интересно. В «Строгановке» царила творческая атмосфера. Увлекались гравюрой. Резали по линолеуму, по дереву. Учились друг у друга. Софья Родионова, преподаватель по рисунку, поощряла самостоятельные опыты. Она познакомила студентов с творчеством Владимира Андреевича Фаворского, который, во-первых, был близким другом её отца, а во-вторых, её учителем.


Татьяна Киселёва очень много занималась линогравюрой. Её дипломная работа — серия линогравюр — была посвящена основателю первого в нашей стране Музея игрушки, талантливому художнику, учёному и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.
Руководитель дипломного проекта - Софья Родионова.

Софья Михайловна была любимой ученицей великого Мастера...


Получается, что Татьяну Киселёву — любимую ученицу Софьи Родионовой — также можно считать ученицей великого Фаворского. Александр Греков первым отметил этот факт, и уже в конце 80-х опубликовал в журнале «Художник» статью о том, что «Татьяна Киселёва продолжает великую линию Сергиево-Посадской графики».


В институте она познакомилась со своим будущим мужем — Александром Аркадьевичем Киселёвым.


В 1986 году Татьяна Киселёва окончила ВУЗ с отличием (золотая медаль за успехи в учебе и творчестве).


В Загорск она вернулась замужней женщиной. Все друзья Татьяны Витальевны стали их общими друзьями. Поэт Валерий Александрович Голубев посвятил им стихотворение:


Т. и А. Киселёвым


Я белой завистью завидую таланту
И вашей молодости, милые друзья,
Согласию сердец и интересов,
Возможности общаться и работать
С неординарными и чистыми людьми,
Всю жизнь любимым делом заниматься,
И радовать твореньями своими,
Что нарождаются с благословенья Бога
Усильями души, резца и кисти



Татьяна Витальевна в течение 10 лет работала в Загорской художественно-промышленной мастерской (1986 — 1996).


Исполнила:


* Рекламный комплекс для Художественно-педагогического музея игрушки (смешанная техника, 1986);


* Серия работ «Русский народный костюм» (гуашь, 1989 — 1996),


* Цветная линогравюра — серия — «Травы» (1991 — 1993)

* Цветная линогравюра «Розовое утро» (1994),


* Цветная линогравюра «Зимние грезы» (1994 — 1995),


* Цветная линогравюра «Зимние грезы» (1994 — 1995),


* Цветная линогравюра «Тихая моя Родина» (1995).


* «Сергиев Посад». Сборник поэзии. Издательство «Колокол», Сергиев Посад, (1992),


* «Свято-Троицкая Сергиева лавра» - оформление, 1993.


Татьяна Витальевна работает в разных жанрах, но главное направление её творчества — книжная графика.


Член Союза художников России с 1993 г.


Начиная с 1996 года работает в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудничает с другими издательствами Сергиева Посада и Москвы.


Награждена медалью РПЦ Преподобного Сергия Радонежского II степени (2002).


Самые известные работы Т. В. Киселёвой этого периода:


серия «Евангелие» (бумага, акварель, белила, темпера, 1998 — 2000);

серия «Житие преподобного Сергия Радонежского» (тушь, перо, 2002 — 2003).


Работы Татьяны Киселёвой в области книжной графики:


*


* «Православный букварь» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997),


* «Евангелие в пересказе для детей» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003),

* «Запах клевера» — сборник стихов поэта Владимира Смолдырева,


* «Венок несонетов» — сборник стихов поэта Владимира Смолдырева


* «Поэты Сергиева Посада ХХ в. Антология» (Сергиев Посад, 1999)


* «Жизнь как есть» — сборник стихов Лидии Сергеевны Динуловой (Сергиев Посад, 2002),


* «Праздник воспоминаний» — сборник стихов Владимира Николаевича Сосина,

* «Музыка музы» — сборник стихов Владимира Николаевича Сосина,


* «Солнышко в окошке» — сборник стихов Нины Пантелеевны Козловой,


* «Книжная и станковая графика Татьяны Киселёвой – издательство ООО «Всё для вас», Сергиев Посад , 2010

Кто-то подсчитал, что Т.В. Киселёва оформила и проиллюстрировала более 90 книг, вышедших в разных издательствах Сергиева Посада и Москвы. На самом деле, её вклад в книжную графику намного больше. Но не это главное. Намного важнее то, что в каждую работу она выполняет с любовью.

Цитата:

«Редкий дар внутреннего видения, интуитивного создания образов неизменно добрых, просветлённых, будь то образы религиозные или земные: евангельские и житийные сюжеты, образы природы и родного Сергиева Посада или близких по духу людей».
(Ирина Жданова, «Книжная и станковая графика Татьяны Киселёвой»)


И ещё:


«Подлинное, искреннее и утончённое творчество Татьяны Витальевны Киселёвой – особая страница в художественной истории Сергиева Посада, преемственно связанная с лучшими достижениями отечественной графики ХХ века, с традициями древнерусского и народного искусства. Печатные и оригинальные работы Киселёвой представляют широкий спектр жанров и техник, в равной степени подвластных автору: сюжетную композицию, пейзаж, портрет, книжную иллюстрацию, линогравюру, акварель, карандашный рисунок, рисунок тушью и пером».
(Ирина Жданова, «Книжная и станковая графика Татьяны Киселёвой»)


*


Вот что писала о творчестве Татьяне Киселёвой Лидия Кудинова в статье «Ангел проводит по скрипке смычком…»:


«Её работы – пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры – говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины.


Земляк Татьяны Киселёвой, известный поэт Владимир Сосин, безвременно ушедший из жизни, книги которого иллюстрировала художница, будто о ней написал:



Ладом чудесных гармоний влеком,
Звуком высоких небес очарован,
ангел проводит по скрипке смычком…



Татьяна Киселёва – член Союза художников России с 1993 года – работает в разных жанрах, но главным образом как книжный график. «Православный букварь» с её рисунками вошёл в список ста лучших книг Московской международной книжной ярмарки 2008 года...


Говоря о книге, Татьяна Киселёва высказывает убеждение, что художник является в такой же мере её автором (книги), как и писатель. От того, как она оформлена, зависит и читательское впечатление. Как говорится, книгу по обложке встречают…



Работы Татьяны Киселёвой пронизаны солнцем и добротой. Видимо, это востребовано людьми, на которого наступают столь модные сейчас уроды и монстры. Недаром книги Татьяны Киселёвой не залёживаются на прилавках например, большой успех имела «Хрестоматия для детей».



Говоря об этой работе, художница рассказывает: «Нам захотелось восстановить книгу известной дореволюционной детской писательницы Клавдии Лукашевич «Первое словечко», которая легла в основу «Хрестоматии для детей». Книга хранится в единственном экземпляре в Ленинской библиотеке. Какой-то ребёнок цветными карандашами раскрасил в ней чёрно-белые иллюстрации, многое нужно было восстанавливать, а некоторые невосстановимые рисунки мне пришлось рисовать заново».


Татьяна Киселёва прекрасно владеет компьютерной графикой. Оформленный ею сайт Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры отмечен дипломом за первое место среди православных сайтов. Но в оформлении книг компьютерными технологиями она не пользуется».


(Лидия КУДИНОВА, «Литературная газета»)


*


Очень много тёплых слов говорят о Татьяне Киселёвой искусствоведы и коллеги. Но, пожалуй, лучше всего сказали о её творчестве местные литераторы — члены Литературного общества «Свиток»:


В.А.Голубев:


* * *
Сонет графический, поэма дивных линий,
Венок из поэтических гравюр,
Талантливо исполненных рукою
Маэстро, Мастера, чьё творчество от Бога.
О Боге, о божественном, о храмах
Не только и не столько рукотворных
(Старинных, почитаемых, священных),
Но также тех неброских и незримых,
Что воздвигаются во многих чистых душах
Долготерпением и добрыми делами,
Стремленьем к светлому,
Общением с духовным
В высоких помыслах
И творческим гореньем
В трудах по возвеличиванью Духа.
Всё это — вклад
Татьяны Киселёвой,
Художницы, соавтора подборки
Стихов квартета из друзей-поэтов
В их общей книжке
«Сергиев Посад»
1995
Художник Татьяна Киселёва:
обложка книги "Сергиев Посад" (Поэзия, вып.1).
Авторы стихов:
Павел Турухин, Владимир Сосин,
Иван Кудрявцев, Анатолий Чиков.



В.Н.Сосин


* * *


Всего-то надо толику труда
руке, знакомой с творческой волшбою,
чтобы пейзаж Келарского пруда
пред нами вдруг явился сам собою.
И, словно в сказке, на глазах у всех
возникнет церковь на горе покатой.
И лист бумаги, превратившись в снег,
которым Русь всегда слыла богатой.
И холодом дохнувшая зима,
покатость крыш окрасив белизною,
обворожила ветхие дома
космическою снежной тишиною.
Задумался о чем-то небосклон,
ажурных веток черноты касаясь.
И стайка то ли галок, то ль ворон
кружит, покинуть белый лист пытаясь.


*


Татьяна Киселёва — участник многочисленных выставок — и групповых, и персональных, в том числе:


7-й республиканской выставки «Советская Россия» (М., 1985),


Всесоюзной выставки «Художники народу» (М., 1988),


Областной выставки «Художники Подмосковья 70-летию Октября» (М., 1988),


Третьей зональной художественной выставки «Подмосковье» (М., 1990),


«Художники Сергиева Посада» (М., 1992).


Выставки-конкурсы


* «Осенний салон» (Сергиев Посад, 1995 – 1-я премия)


* «Осенний салон» (Сергиев Посад, 1998 – 3-я премия)


* «Осенний салон» (Сергиев Посад, 2004 – 1-я премия)


* «Весенний салон» (Сергиев Посад, 2009 – премия в номинации «Корифеи»)


Жители Сергиева Посада впервые увидели работы Татьяны Киселёвой в 1989 году на выставке молодых графиков Александра Киселёва, Татьяны Киселёвой, Людмилы Дьяковой, Валерия Сандырева.


В собрании Сергиево-Посадского музея около 50-ти её графических листов.


*


В настоящее время Татьяна Витальевна продолжает работать в издательском отделе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Книги, оформленные Татьяной Киселёвой, на прилавках книжного магазина не залёживаются.


А главное — традиция, прерванная на долгие годы гонений на церковь, возрождается стараниями Татьяны Витальевны: её книжные заставки, концовки, буквицы – не просто заимствованы из старых книг, но создаются талантом настоящего художника.
Из всех работ Татьяны Киселёвой мне особенно нравятся иллюстрации к двум книгам: «Православный букварь» и «Евангелие в пересказе для детей»,


*


Однажды руководитель студии «Обитель» Троице-Сергиевой лавры отец Иаков, вспомнив библейскую притчу о талантах, отметил, что Татьяна Витальевна приумножает свои таланты, что дано далеко не каждому, причём Татьяна Витальевна своим талантом, своим искусством служит не только городу и людям, но самое главное, - она служит Богу: «Сегодняшний день для страны можно сравнить с временами смуты. Многие потеряли смысл своей жизни. Но благодаря Богу, страна не оскудевает светлыми людьми. И такой человек рядом с нами…»


*


Троице-Сергиева лавра – душа не только нашего города, но и всей России. Ученики преподобного Сергия расходились отсюда в разные княжества и несли свет Веры, объединяющей разрозненные земли. В 2014 году было празднование 700-летнего юбилея Сергия Радонежского. Этот год был особенно напряжённым для Татьяны Киселёвой.
Во-первых, она была загружено работой в связи с изданием большого количества книг, календарей и другой печатной продукции. Типография Троице-Сергиевой лавры работала в две смены, а Татьяне Витальевне приходилось трудиться две смены подряд, и так каждый день.


Во-вторых, она полностью подготовила к изданию альбом с репродукциями картин Сергиево-Посадского отделения Союза художников России, представленных потом на выставке: «Под небом святого Сергия». Это была тяжёлая, кропотливая работа, в которой неоценимую помощь и поддержку оказал сын Татьяны Александр Киселёв Младший.


*
В последние два года усилиями Татьяны Витальевны были изданы:


* Альбом «Сергиево-Посадское отделение Союза художников России — к 75-летию организации — набор, макет, вёрстка Т. В. Киселёва, 2018.


* Альбом: «Александр Киселёв. Живопись, графика, дизайн», отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра, Сергиев Посад, 2019.

Кроме того, она занималась подготовкой к изданию сборника «Лунный свет» — стихотворения, рисунки, живопись Владимира Смолдырева.


Произведения Татьяны Витальевны Киселёвой хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и частных собраниях.


*


Заключительный штрих к портрету Татьяны Киселёвой.


Мы знаем, что кроме всего прочего она - автор эмблемы литературного конкурса «СВЕТОЧ», автор эмблемы Литературного общества «Свиток», и многих других. Когда потребовалось создать эмблему клуба интеллектуального общения «СВЕТОЧ», который существует на общественных началах в течение 5 лет, то руководитель этого клуба, зная загруженность Татьяны Витальевны, не решилась обратиться к ней за помощью.


Для тех, кто не знает: руководитель клуба интеллектуального общения «СВЕТОЧ»
регулярно проводит занятия, на которых рассказывает о творчестве писателей, поэтов, композиторов и других деятелей культуры.


Замечательный художник из Пересвета Владимир Дудоров, — о его творчестве я расскажу в ближайшее время — создал для нас карандашный рисунок эмблемы «Светоч» с изображением зажжённой свечи, лиры и книги. На собрании клуба «Светоч» эмблему одобрили. Однако оказалось, что карандашный рисунок — это не эмблема.


Я не очень продвинутый пользователь компьютера, но попыталась с помощью нехитрой программы превратить рисунок в эмблему. Но не зря же существует народная поговорка: «Не умеешь — не берись!»


В итоге мне пришлось обратиться за помощью к Татьяне Киселёвой. Оказалось, что для неё это тоже нелёгкая задача — создание эмблемы потребовало напряжённой работы в течение длительного времени. В результате у сообщества «Светоч» - идеальная, безупречная эмблема!


*


В заключение хочу добавить, что именно благодаря Татьяне Витальевне и её мужу Александру Аркадьевичу я смогла познакомиться с художниками Сергиева Посада, а теперь смогла осуществить своё намерение — создала в социальных сетях группу, в которой каждый участник имеет возможность рассказывать о жизни и творчестве любимых художников.


А когда я попросила её прислать мне хоть какие-нибудь сведения о художниках, воевавших на фронте в 1941 — 1945 годах, она отправила на мою электронную почту полный список участников Великой Отечественной войны с фотографиями.


\\\*///


Я не устаю благодарить Бога за то, что в моей жизни есть Татьяна Киселёва, я в любой момент могу позвонить и напроситься в гости. И за то, что была знакома с её мамой — Евдокией Ивановной. Я сохраняю дистанцию, и стараюсь не напоминать о себе лишний раз, потому что каждая встреча, каждый разговор с ней разговор с тобой по телефону — драгоценность.
Точно также я радовалась когда-то общению с Володей Сосиным и с Валерием Голубевым. И тоже не позволяла себе приближаться близко. Володе я позвонила по телефону только один раз — предложила ему, чтобы Куц написал его портрет и портрет Лидии Сергеевны Динуловой. Она всегда была для меня где-то рядом с Анной Ахматовой… Я бы оплатила работу Николая Константиновича. А для Лидии Сергеевны вызвала бы такси...Володя решительно отказался…Я не осмелилась поинтересоваться причиной отказа… А всё-таки жаль, что я не настаивала тогда, в 2000 году. — у нас могла быть целая галерея портретов наших литераторов — членов Свитка — дорогих для нас людей... Но... в жизни, как и в истории, нет сослагательного наклонения.


\\\*///


Давайте пожелаем Татьяне Киселёвой крепкого здоровья и долгих лет насыщенной творческой жизни.




Другие статьи в литературном дневнике: