Александр Иванович Лактионов

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.


Нестандартный взгляд Александра Лактионова


Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.


Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?


Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.


Рождение сюжета


Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.


И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.


Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.


3


Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.


В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.


Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.


Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.


Когда народ голосует


2


Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.


Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"


Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.


И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.


2


Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.


Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал. И в одном из кабинетов оценили народную любовь - и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах - это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди - те самые лица Победы.


И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени - главную награду СССР.


3


Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.


"Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела," - писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.


https://matveychev-oleg.livejournal.com/4943373.html


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Лактионов. Письмо с фронта
Геннадий Мартынов

Эта картина занимает в моём сердце место особенное. Да разве только в моём. Иначе и быть не может. Картина появилась как раз в год моего рождения. Такое ощущение, что от неё веет временем , которое я со всем основанием могу считать моим временем. Ну а если мы все родом из детства, то для меня эта картина знаменует и начало меня самого. Да так оно и есть, по сути. Для меня на ней все до последней детали настоящее.


Всё настоящее. То есть я вижу на ней людей таковыми, каким они и были тогда, какими я их видел и запомнил. Такими, какими их удержала в моём сознании моя цепкая детская память.

Я иной раз так к случаю вижу в телесериалах, снятых в наши дни про военные и послевоенные годы, вроде бы тех же людей, правда с куда более фотогеничными лицами, и даже одетыми так, как одевались в те далёкие времена. И не верю. И лица совсем не те, и отутюженные гимнастерки, кажется, пошитые лишь для того, чтобы подчеркнуть сексапильность главных героинь, и вся манера поведения и весь говор – всё не то, все не так, всё ненастоящее. Не верю. И перехожу на другой канал.


А вот на картине Лактионова всё настоящее. Это застывшая живописная правда. Она вся дышит тем временем. Она замечательно всем своим теплом, весенними ароматами и звуками передает настроение царившие в умах и настроениях людей, для которых страшная война отсчитывала уже последние свои дни, передаёт дух того времени. Вот поэтому и не отпускает от себя эта картина.
*****


Александр Лактионов творил свое произведение, можно сказать, по живому. Замысел зрел у него долго. Нет, он не был на фронте. Поэтому он и не мог описать какую то батальную сцену с риском где-то что-то наврать. Он был уже в возрасти. Его эвакуировали с семьей в Среднюю Азию. А потом он вернулся. Дали ему жилище. Более чем удивительное. Не поверите, в келье Троицко – Сергиевской лавры. То есть поначалу это даже была и не келья, а ниша для орудия. Вот из этой ниши и сделали коммуналку. И не одну. И не надо возмущаться. Людям в разрушенной стране нужно же было где-то жить. Вот Лактионов и жил в бывшей орудийной нише с женой и двумя детьми.


А замысел зрел. И даже не замысел, а сама идея. Идея передачи настроения своего времени. Времени страшного нашествия на нашу страну. И вот однажды в городе он встретил на улице фронтовика. Раненного. Тот искал адрес своего товарища. Нёс весточку от него семье, вполне сознавая всю её ценность.


Художник помог ему найти дом. А потом произошло то, что мы видим на картине. Вот после этого его и озарило. Вот, именно то, что он искал. Лучшего и придумать было нельзя.


А для того, чтобы это чудное видение дышало правдой и трогало со всею болью и радостью душу каждого, кто бы не посмотрел на картину, он изобразил на ней людей, которых он знал, как нельзя лучше. Вот бабуля справа – это его тётя, изображающая мать сына-фронтовика.

Дети? А это собственные дети художника. Мальчика он только так слегка состарил, если можно так сказать. Сыну его было только семь лет, а на картине мы видим уже пионера, которому доверили чтение драгоценной вести. А девочка – сестра, облокотившись о косяк двери, внимательно слушает, что пишет её отец. И поза её мне говорит о том, что она страшно завидует своему братцу. Почему не она? Почему не ей было доверено читать строки её родителя? Она же старше!

А девушка рыжеволосая – это соседка художника по коммуналке. У неё на рукаве красная повязка с буквами ПВО. То есть военнообязанная. Может быть и зенитчица.


А солдат – это друг художника и сам художник. Он мне сильно напоминает моего отца. Он тоже был ранен в руку. И он тоже был комиссован вчистую. И он тоже смолил вот такие же цигарки, что ему прибавляло в моих глазах притягательную мужественность и мужское начало, к которому принадлежал и я, совсем ещё мелкий малец. Он на картине так снисходительно – отечески смотрит на сына своего друга, ещё не вернувшегося с войны.

И двор тоже настоящий. Он мне сильно напоминает Московский дворик на Арбате. И сам я тоже вырос вот точно в таком дворике. Нет ни мостовой из мощеного камня, ни асфальта. А есть весенняя майская травка, пробившаяся к свету после долгой зимы. Эта травка майской зелени тоже знаменует радость новой жизни после долгий страданий военных лет и чудовищного напряга всей страны.
*****


Обидно то, что картина эта как-то подзабыта. И имя Лактионова уже и немногим что-то скажет. Обидно и жаль. Зато в послевоенные годы картина была известна всем. Её знали все.


Да, есть в ней, по-моему, некая нарочитость, постановочность и даже плакатность. Есть! Ну и пусть! Ну и что! Зато художник попал в самое дорогое для всех живших в те времена. Картина стала «души изменчивой приметой», перенесенной так удачно и своевременно художником на полотно. Она трогала до слёз. Она задевала самый чувствительный нерв людей того времени.


И легко понять по чему. Миллионы мужчин ушли на войну. И сколько из них не вернулось. Страдали безмерно долгие четыре года, конечно, и те, кто пребывал в тылу. Но те, кто вынужденно покинул свои семьи, своих жён, детей, престарелых родителей, были в непосредственном соприкосновении с жестоким и безжалостным врагом, с теми, кто вознамерился стереть наш род с земли. Они, прежде всего, подвергали свои жизни смертельной опасности. И отдавили свои жизни. Ради спасения не только всей страны, но и своих самых близких и дорогих людей.


И когда приходила весточка с фронта, это, прежде всего, означало, что дорогой тебе человек жив. А весть приходила с линии раздела между жизнью и смертью. И всё равно, чтобы ни сообщали строки письма. Главное – это было то, что начертала строки рука отца и мужа. Главное – это то, что написавший эти строки, был жив. И родственная связь навечно не прервалась. И есть надежда, что она и не прервётся.


*****


У картины интересная судьба. Да она стала известна, знаменита и всенародно любима. По праву. А этого могло бы и не произойти. Если бы не вмешательство, не удивляйтесь, самого Сталина. А дело было так.


После войны в Третьяковке была организована Всероссийская выставка художников. Отбор шёл самый суровый. «Письмо с фронта» было представлено тоже. И была представительная комиссия. И мнения по поводу этой картины, как говорится, разделились. Да, тема хорошая, патриотическая. Никто и не возражал. Если бы только … Ну сами судите. Сюжет как-то уж очень мелодраматический, если не сказать слезливый. Ну нет никакого героического пафоса. А посмотрите на эти прогнившие, провалившиеся доски пола. А ещё и осыпавшаяся штукатурка, обнажившая кирпичную кладку. А на выставку придут еще и иностранцы. И что же они подумают о нашей стране – победителе, увидев этакую нищету? Нет, не пойдёт.


А к этому прибавим ещё и ревность, и паучью свару, которая присутствовала и в этой художественной среде. Почему нет, если она присутствовала в литературной среде. Почему ей не быть в среде художников? Вы помните знаменитый ответ Сталина на жалобу одного чиновника на то, что Союз писателей – этот такая банка пауков. Ну, вождь ему и ответил. «А других писателей, товарищ, у меня для вас нет» Ну а чем Союз художников был хуже? Всё то же самое было и там. К слову сказать, у меня такое ощущение, что и на Прозе ру всё тоже самое. Те же пауки. И кто на себе не почувствовал их злобных укусов.
*****


Картину допустили всё же на это всероссийское мероприятие. Но поместили на какое-то проходное место под лестницей. Как бы стесняясь. С глаз долой, а то как бы чего не вышло. Вспомним незабвенного Беликова. А потом пришла ещё и правительственная делегация во главе с Ждановым. А он был в то время Председателем Верховного Совета РСФСР. Обходя выставку, он с трудом мог протиснуться в этом месте под лестницей. Потому как перед картиной стояла зачарованная толпа. Остановился и Жданов. А потом картина исчезла. И сам Лактионов не знал, куда она делась. А она одна была на просмотре у самого Сталина в Кремле.

Посмотрел Сталин и почувствовал, и увидел то, что не увидели и не почувствовали чиновники-устроители выставки. И он в отличие от чиновников от живописи был тоже очарован. Правдой, которая во всём её сиянии исходила от картины. Он почувствовал, как это изображение тронет душу всего народа. Да так, как, возможно ни одна другая картина на выставке.

И после этого «Письмо с фронта» оказалась на самом видном месте. И стала знаменита на всю страну. Её изображение вошло в наше сознание, оно появилось во всех календарях и букварях, и стало той самой картинкой, с которой начинается Родина. Попал художник. Дотронулся до самых чувствительных струн всего нашего многострадального народа.


*****


Ну а после Лактионов получил Сталинскую премию. Да не какую-то, а первой степени. Ну а дальше всё пошло-поехало. Имя художника оказалось раскручено, как нельзя лучше. Посыпались заказы. Прощай коммуналка в Загорске. Потому как дали квартиру на Тверской. А потом награды. Звание профессора и народного художника. Ну и как последняя точка – вечное упокоение на элитном Новодевичьем кладбище. Вот так.

В моих словах нет иронии. Всё перечисленное было вполне заслужено. Лактионов был хорошим художником. Чтобы убедиться в этом , посмотрите и другие его картины. И для меня тоже эта картина дорога. И не только потому, что она нам показывает настоящий облик того времени. В картине, как я уже писал, всё настоящее. И одежды, и лица, и душа тоже. Всё это прекрасно.


Вот и мои ближайшие родственники тоже были на фронте. Дед и отец. Но никаких весточек с фронта от них в нашем семейном архиве нет. Потому как моего отца призвали совсем молодым, до знакомства с моей матерью. Да и воевал он совсем немного. Ранили и едва только руку не ампутировали. А потом и комиссовали.


А дед Сергей Иванович ушел в ополчение, ничего о том не сказав семье. Они были в деревне. Думал, что эта война не надолго. Ушёл добровольцем. И больше никаких вестей. Кроме одной. Много месяцев спустя пришло извещение. Пропал без вести. И всё.
*****
Я долгое время думал, что на картине мы видим ещё один московский дворик. То есть дворик моего собственного детства. А таких двориков в те времена на окраине Москвы было множество. Но это оказался совсем не московский дворик. Это дворик города Загорска, или как его снова именую сегодня Сергиев Посад. Там и поныне на его окраинах и вокруг монастыря мы увидим похожие дворики. Знаю, потому что ездил в этот город в 70 км. от Москвы бесчисленное количество раз.


И мне кажется совершенно символичным, что этот дворик со всеми его обитателями находится в притягательном центре всей нашей духовности. Святое место, на которое покусился страшный враг. Да вот только зубы обломал, о чем свидетельствует письмо, которое бережно держит в руке мальчик.


На этот наш важнейший ныне монастырь совершались не раз набеги вражьей силы. И грабили, и разрушали, и жгли его не раз. Из этой точки исходила невидимая сила, укреплявшая православный и воинских дух всего нашего народа. Духовная сила, объединившая, в конце концов, земли нашего обширного отечества.


Здесь же стены монастыря с его защитниками выдержали непрерывную осаду в 16 месяцев в смутные времена и не сдались. Выдержали. А после пришёл и конец Смутному времени.

И французы тоже хотели вдарить в святое сердце Руси в известные годы. Да только Бог был с нами: не дошли до него иноземцы, уже хорошо пограбившие Кремль. Потерялись – заблудились. – и вернулись, откуда пошли.


А вот и ещё волнующий душу факт. Наташа Ростова. Мы помним эту добрую, искреннюю, сердобольную девочку. Не вынесло её жалостливое сердце и весь их семейный дворянский скарб - фарфор, ковры, бронзы - был снят с подвод для того, чтобы спасти раненых солдат – героев Бородино и вывести их из пустеющей Москвы.


Она и знать не знала, что среди раненых был князь Андрей. Обоз длинной вереницей отправился в их загородное имение и по пути сделал остановку. Где? А вот это самое удивительное. В Сергиевом Посаде! Вот там и открылась тайна. Сам рок судил им снова встретиться в этом городе, в доме близ стен монастыря. Потрясающая сцена. Слёзы подступают к глазам. И радость, и горе. А потом ... А потом во всём огромном романе именно здесь прозвучит одна из самых пронзительных и печальных нот. Нет нужды пересказывать.


А вот на картине «Письмо с фронта», написанной всё в том же месте, звучит радость. Это месяц май. А это значит идут последние дни войны. И ещё чуточку и покончили мы с ней счеты. И по всей видимости, письмо это последнее. И скоро дети увидят своего родителя, который принесёт им Победу. Ещё одно грозное нашествие было отражено. И жизнь продолжается.



© Copyright: Геннадий Мартынов, 2016
Свидетельство о публикации №216053101956
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Геннадий Мартынов
Рецензии
Написать рецензию
Большое,просто огромное спасибо за слова! Вы не представляете что для меня эта картина.она висела долгое время у нас вдоме на почетном месте.Никогда не устаю удивляться своей мамой она же ничего не знала об этой картине,а повесила дома в 50-х годах.Я на ней все узнаю и все мне знакомы,это мои соседи,и солдат с фронта тоже сосед.Увидел сейчас не могу остановиться и плачу,в какой замечательной стране мы живем! Геннадий какие слова Вы нашли! Низкий поклон и здоровья вам.


Александр Мамедов 06.02.2019 07:34 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Что касается самой картины Она действительно привлекательна самой простотой сюжета и его правдивостью.И это действительно МАЙ! Прозрачный теплый воздух,чистое небо,освобожденное от стервятников. И в центре картины в ослепительном солнечном свете мальчик.бойко читающий отцовское письмо,написанное трудным почерком химическим карандашом в натруженных не гнувшихся пальцах.Все взоры присутствующих обращены именно к этому ребенку,у них в сердцах надежда,которая уже выросла и укрепилась,надежда на скорое окончание войны и возвращение бойцов домой.А мальчик это символ будущего,их будущая опора.А в письме, написанным с фронта, не о тяжелых буднях самых кровопролитных днях тяжелой войны,не о геройствах,и не подвигах.Там о будущей светлой жизни в самой прекрасной стране ,стране одолевшей беду.А вот продавленную половицу и стены свидетельство отсутствия мужской руки в доме я заметил уже позже.Мне по душе был именно пейзаж мирного двора,прозрачного неба расчерченного новыми видами самолетов.Словом, живет эта картина в сердце как и в сердце у моего сверстника Геннадия Мартынова и это моя надежда на таких, как он.Выстоявших в нелегкой борьбе за умы, обрушившейся на нас.Мы ни на мм не сдвинулись от правого дела как и наши отцы.И ни на миг не усомнились в их честности.


Александр Мамедов 06.02.2019 08:01 Заявить о нарушении
Я с таким вниманием прочёл Ваш отклик, Александр. И если мы в одном возрасти, то и понимание у нас должно быть. Оно и есть. И от этого у меня тепло на душе. Мы дышали одним воздухом. Мы прочувствовали это время. Мы его свидетели. И поэтому так близка нам эта картина. ОНа про нас. Я родился в Москве. И мое детство прошло почти на краю Москвы. И я отчётливо помню людей того времени. Начиная с того, как они одевались, какие у них были лица. И даже то, какие цигарки курили в то время мужики. Вот таких я и вижу на этой картине. Саму правду вижу. И дворик этот ну совсем такой, в котором прошло мое детство. Без асфальта, с желтеющими тропинками. Я зримо погружаюсь в ту эпоху.Картина на все времена. И я долгое время был уверен, что это Московский дворик. Нет, Загорский, или сергиевопосадский дворик. Да какая разница. Таких двориков у нас были миллионы во всей обширной стране. Тем-то и ценна эта картина. Этот нехитрый пейзаж - олицетворение всей страны.Сердечное Вам спасибо за тёплый отклик, Александр.


Геннадий Мартынов 07.02.2019 21:02 Заявить о нарушении
+ добавить замечания


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


https://www.proza.ru/2016/05/31/1956




Другие статьи в литературном дневнике: