Вдогонку о сериале Школа

Артем Ферье: литературный дневник

Посмотрел семь серий. Вряд ли посмотрю всё, чего они там наснимают – но мне нравится.
Сложно сказать, чем именно – но чем-то этот сериал подкупает. А чем – не могу понять.


Вроде, насилия там вообще почти нет. За эти семь серий насчитал три удара кулаком по морде и один пинок в живот. В детских комедиях плотность мордобоя бывает порой куда выше.


Тем более – нет и «секаса». Ну, одна условно постельная сцена. Да и то – намёк. Возвращается мамаша – а её дочка с парнем под одеялом. Это да, немножко аморально, конечно. Поскольку у приличных людей принято стучаться, когда неожиданно возвращаешься домой, где живёшь с дочерью-старшеклассницей.

Непристойность диалогов – здорово подретуширована против естественного уровня. И я даже не отсутствие мата имею в виду (это б сплошные бипы были всю дорогу, если выдать реальный трёп школьников в своём кругу), но вот чтобы товарищи не отпустили ворох скабрёзных комментариев, когда девчонки оставляют парню свои «автографы» на предплечьях – не верю :-)


Однако ж – миленько. Правда, удивляет, что в одном классе учатся сынок коммерса на свеженькой бэхе и отпрыск школьной буфетчицы из Дагестана. Причём школа – явно обычная средняя, а не платная или что-то «культовое» из государственных, вроде 57-й московской, куда коммерс согласился бы отдать своего сына, а бедный дагестанец – сумел бы поступить бесплатно. Ведь только так они могут встретиться в одном классе, по идее. Но вот наши творцы молодёжных фильмов любят такую «социальную эклектику».


Ещё насторожило, что девятый класс у них – «предвыпускной». Вроде, уже лет двадцать как предвыпускной у нас – десятый. Переход на одиннадцатилетку был как раз, когда я учился. Собственно, десять лет так и осталось, но нумерация сдвинулась, и из шестого мы перепрыгнули сразу в восьмой.


Ну и что уж полное враньё – подумалось мне - будто бы в пятнадцать-шестнадцать лет «А» класс по-прежнему мог «котироваться» в школе выше, чем «Б». Тут необходимо дать такое разъяснение. В школах с двумя параллелями (а во многих средних «пролетарских» бывал ещё и «В») сортировка «запАрточного» материала производилась на самой ранней стадии, при зачислении. И в «А», как правило, действительно паковали самых организованных детей от самых сознательных производителей. А в «Б» - соответственно, попадали все раздолбаи, обременённые раздолбайской наследственностью. Переходы меж «аллелями» производились – но редко.


И в первой половине обучения «Б» - действительно был бичом божьим для педсостава. «А» - состоял из более организованных детей. Но ближе к концу школы – ситуация менялась. По мере взросления учащиеся «Б» классов открывали для себя такие выходы для избыточной энергии, как разврат, преферанс, пьянство, а в перерывах – победы на районных, городских и прочих олимпиадах. «Ашки» же – по-прежнему оставались организованными и сознательными детьми.


Тут вы можете мне верить совершенно, ибо я учился как раз в «Б».
Хотя «ашки» – в целом были более спортивными, следует отметить. То есть, ихние парни, собравшись на выпускном, при желании, наверное, смогли бы от****ить даже меня. Но поскольку двое самых резких их парней занимались в моей секции, где я уже год как был сэмпаем, - желания у них не возникало :-)
К слову, это и научно подтверждено исследованиями по нашей Корпорации. Аналитика и Агентура (оперсостав) – преимущественно выходцы из «Б» классов, штурмовики – из «А» (или же – нигде прежде не учившиеся, оброненные во младенчестве над тайгой и воспитанные росомахами)


Но вообще говоря, я не припомню, чтобы у нас были когда-то разборки с параллельным классом. Внутри классов – да. Но пик их интенсивности приходился на младшую и среднюю школу. Классу к восьмому (седьмому по-старому) – как-то уже все притёрлись друг к другу. Да и стоит ли распылять силы в междуусобицах, когда главный враг – урла из соседней, «пролетарской» школы, не поминая уж залётную гопню из всяких Кучино, Автово и Колпино.


Стычки с соседней школой – происходили не то, чтобы регулярно, но раз десять на моей памяти бывало. Виноваты, конечно, всегда были мы, поскольку мажоры. Летальных случаев не было, но, помню, моему приятелю в девятом классе отличную кожанку бритвой пописали, и тогда же я сломал одному «супостату» голяшку очень подходящим для таких целей ботинком омоновского образца, купленным по бабушкиной спецкнижке в магазине «Ветеран».


Потом – даже кое с кем подружились из «соседей». Впоследствии я знавал много ребят из обычных школ, и скажу так: тот уровень внутришкольных разборок в старших классах, который показан в фильме «Школа» - где-то посередине между тем, что было в нашей спецанглийской и в не худших обычных московских и питерских в конце восьмидесятых. Что было тогда в менее благополучных школах и в менее благополучных регионах, что там было в девяностые, что сейчас – да всё очень по-разному было. Много зависело и от разных обстоятельств.


Но когда говорят, что русские – особо дикие какие-то люди, вспоминается история, рассказанная знакомым воякой на Забайкальщине. Как они приняли партию новобранцев из Бурятии – и они были буквально в «штабельном» состоянии нестояния. Вообще бездыханные практически. Ну, проводы, всё понятно. Так их выгрузили as is, перенесли в баню, раздели для помывки (шлангом) – и тут прихуели. Говорит, ребята – реально напоминали окорока в бечёвке: смуглые тела – и сплошь шрамы от ножевых. Утрирует, наверное (вояки без этого не могут), но если ему это показалось чем-то из ряда вон выходящим – то, наверное, таким и было. Типа, нравы там суровые, в той Бурятии. А ведь казалось бы – буддисты.


Впрочем, понятно, что по сравнению с голландцами (современными) - и русские чистые звери. Хотя, по моим наблюдениям, брутальность молодёжи постепенно как-то смягчается. Ну и что находят шокирующим в этой «Школе» - для меня детский лепет, в общем-то. Собственно, я вообще не понимаю, чего там может восприниматься как «шокирующий поклёп».


Аморальность? Что ребята-девчата ещё и трахаются? Вот ведь кошмар-то какой!
Помнится, бабушка как-то рассказывала дущещипательную историю про то, как некая мамаша гладила школьное платьице дочери и обнаружила там презерватив. И так с этого дела огорчилась, что на месте грохнула дочку раскалённым утюгом. И тут не важно, правда это или драматический вымысел, а важно – что сейчас такая реакция воспринимается как признак серьёзного психического расстройства, а не как борьба за нравственность (впрочем, борьба за нравственность, как она есть в понимании борцов – обычно и сопряжена с психическими расстройствами; главное – обуздывать их).


Аморальность не в половом смысле, а в общем этическом? Ну да, подростки ведут себя порой погано. Особенно – в отношении школьных учителей. Но, вообще говоря, это дело понятное. А чего ещё желать, когда их насильно, в общем-то, загоняют в эту обрыдлевшую школу, заставляют учить какую-то уже совершенно не нужную им херню – и ещё требуют благодарности за такой произвол. Это закономерно приводит к перманентно тлеющему, как торфяной пожар, протесту в духе “We don’t need no education”.


Соответственно, учитель может быть замечательным человеком, но по статусу своему – он для подростков примерно то же, что кадровый офицер для солдат-срочников. Только что – без офицерской власти. А зачастую – без необходимых психологических и дипломатических умений. Судьба его может быть печальна, когда он отдан на растерзание этой загнанной в одну с ним клетку стае. Но что буквально не терзают – так в том великодушие этой стаи. Они с ним играют в кошки-мышки, чтобы хоть как-то оправдать время, бесцельно угробляемое в этом пыльном классе. Впрочем, повторю свою мысль: плох учитель, который не тренировался для начала на тиграх, прежде чем повысить планку ответственности и войти в класс с подростками :-)


Особенно же, конечно, по-свински ведёт себя в фильме эта девочка Аня по отношению к своему инсультному дедушке-директору и бабушке.
Но тут, наверное, надо понимать подтекст. Судя по тому, что воспитывают её пращуры, уже несколько лет, - родители её, скорее всего, погибли (что суровая травма, сносящая крышу). Но судя по тому, что всего два года она в школу не ходит, обучаясь дома, – не так уж давно они сгинули. И она не с детства воспитывается пращурами. Она ещё помнит родителей и школьных друзей. И тогда всё было хорошо. А потом всё стало плохо. Хотя бы потому, что не стало родителей (причём, в то время, когда девочка еще не дозрела до бунта против родителей как притеснителей своей свободы).
Возможно, у неё были припадки на почве утраты. Возможно, поэтому дед, директор школы (кстати, Г.А. Носов – явная аллюзия на Стругацких, но – не тот это Носов, не то отчество, что обыгрывается в фильме, не тот талант педагога) – перевёл её на домашнее обучение.


И вот теперь, когда она наконец дозрела до «борьбы за свободу» - ей притеснение видится многажды усугублённым. И всё, что стало плохо после смерти родителей – она ассоциирует с дедушкой и бабушкой. Они замечательно заботливые и душевные люди, и это совершенно несправедливо, винить их, – но девчонка не в том состоянии, чтобы критически чего-то оценивать. Она несчастлива, она с дедом и с бабкой, значит, - в её несчастье виноваты дед с бабкой. «Да чтоб я сдохла, да чтоб они сдохли!» - думает она.
Что ж, это всё же ошибка была – изолировать её от школы где-то с седьмого класса. С возвращением в этот дикий, клокочущий страстями коллектив – легче бы вошла в норму.


Собственно, мне тем фильм и понравился, что я не вижу там ничего ВОПИЮЩЕ ненатурального и алогичного. Мелкие какие-то нестыковки – да, возможно. Но, по крайней мере, он даёт поводы для каких-то психологических изысканий, как и для детективных. Да не, совсем неглупо сделано.


Ну а чего чиновная общественность взбеленилась, типа, «очернительство! Шельмование! Так не бывает!» - так эта публика, ей-богу, потрясающе мало ума нажила за последние двадцать лет. Прекрасно помню, как ровно так же кричала во второй половине восьмидесятых примерно та же публика в адрес тоже модных тогда фильмов «социально-молодёжной проблематики».


А их много тогда было. «Курьер», «Взломщик», «Асса», «Игла», «Арлекино», «Авария дочь мента»… да все не упомнишь. Какие-то – недурны. Какие-то (штук триста, которые я не упомнил) – отстой.
Будучи тогда несколько ближе к молодёжи, чем сейчас, я оценивал многие из этих фильмов как «в чём-то, блин, наивные, в чём-то преувеличенные, а в чём-то – явно «подсахаренные». Но в целом – куда более жизненные, чем агитпроповская пурга.


Но эти «камрадусы советикус» - видимо, очень живучая порода. Чуть только знакомый ветерок подул – обратно народились или выползли. И они ведь действительно специально обучены не пытаться узнать, как оно есть на самом деле, а – старательно делать вид, будто реальность соответствует приятным им галлюцинациям. Исключая всякие попытки опровержения. Решения в духе – пусть Чернобыль ёбнул, но давайте проведём в Киеве первомайский парад, чтобы всё было «как бы» хорошо и безмятежно. Ну и на информационном фронте – та же страусиная позиция: каком кверху, мозгами в пустыню.


С чем, собственно, и просрали свою Великую Советскую Родину (нет, ну понятно, что это всё устроил Збиг Бжезинский при помощи Валерии Новодворской, но это объяснение из серии «Враг взял нашу крепость, потому что - гады, а не потому, что караул укурен был»).


И если Советская «ихняя» Родина мне до лампочки, то этот затяжной рецидив непуганого маразма в России – всё более напрягает. Дело-то ведь не в том, продавят они запрет конкретного сериала или нет. А в том, что в принципе придают такое значение некоему сериалу школьной тематики, где всё не так «гламурненько», как в прочих, а чем-то даже похоже на жизнь. Жизнь – как она есть в России, как она есть в Штатах, как она и в Европе, собственно, есть (к слову, не слышал, чтобы эстонские чинуши от образования как-то наезжали на "Класс"). Придают значение – и бросаются в очередной «бой с призраками, посягающими на фантомы». А когда чиновники, вместо того, чтобы своим делом заниматься, привыкают выслуживаться, кося под обиженных дурачков, – они и становятся феерическими олухами.

Нет, ну вот Егор Лигачёв, который полез, в рамках антиалкогольной кампании вырубать лучшие виноградники в Крыму, Грузии, Молдавии – он же изначально, на взлёте карьеры, наверное, не был таким уж потрясающим мудаком? Но – рад был, блин, стараться им стать. Как тысячи других. Теперь, конечно, Пиндосия в этом виновата.


Впрочем, не будем о совсем уж грустном. Одно могу обещать: при мне всякий чиновник, который вздумает тратить своё время, оплаченное деньгами налогоплательщиков, на борьбу с «компрометирующими» его ведомство ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ творениями – будет поставлен перед выбором: либо заниматься делом – либо заниматься какой угодно пропагандистской ***нёй, но на пенсии и за свой счёт.


Ну я вот просто пытаюсь представить: снимут, скажем, художественный фильм о людоедстве и ритуалах вуду в моей президентской администрации. Так если пресса запросит комментариев – их я дам. Типа, что кин классный, прикольный, но младенческие хрящики хрустят на зубах всё же не совсем так, что я должен поставить на вид звукооператору :-)



Другие статьи в литературном дневнике: