Анализируя причины падения Союза,

Артем Ферье: литературный дневник

задумался и о такой: "Это был, ко всему прочему, ещё и конфликт отцов-детей. Заурядный вроде бы конфликт, вот только качество "отцов" оказалось таково, что конфликт оказался неразрешимым".


По хорошему счёту, в восьмидесятые Союз получил тех детей, какими они обычно и бывают в цивилизованном современном мире. Взбалмошных, вздорных, истеричных, инфантильных, желающих получить всё здесь и сейчас, презирающих устои этого сраного общества тупых взрослых - то есть, ровно тех детей, которые обычно образуются в любом обществе, хоть немного возвысившимся над заботой об элементарном выживании. И как показывает практика развитых стран - в этом нет никакой проблемы, что дети таковы.


Но в Союзе - это оказалось очень существенной проблемой. Поскольку тогдашние взрослые - оказались ЕЩЁ инфантильнее, взбалмошней, истеричней и глупее. То есть - они оказались совершенно не теми людьми, которые могли бы сколько-нибудь ответственно и эффективно влиять на своих же детей. Реально - как сошло на нет поколение фронтовиков, все последующие - уже не могли иметь ни морального авторитета, ни воли, чтобы впарить своим детям, будто их жизнь - не дерьмо. Да они сами в глубине души считали, что их жизнь - дерьмо. И не без оснований.


Я тут пристрастился смотреть советские фильмы конца восьмидесятых, "закатного периода", и должен сказать, что многие из них - весьма недурны. В них бывают изрядные сюжетные натяжки, но атмосферу общества - они воссоздают довольно-таки точно. Воссоздают картину бытовых отношений между людьми. И что мне бросалось в глаза во всех советских фильмах, даже куда более ранних, - повышенная и неоправданная какая-то агрессивность людей в бытовом общении. А во второй половине восьмидесятых - это действительно переходит в истеричность. И это правда.


Что можно действительно сказать про абсолютное большинство советских людей - они очень дурно воспитаны. Они даже могли иметь некоторое образование, но по жизни - голимое хамьё. Они просто не приучены были стремиться к бесконфликтному сосуществованию с окружающими, не приучены к поиску мирных решений проблем, а приучены - к тому, чтобы во всех случаях "переть напролом, обвязавшись гранатами", и, типа, "победа будет за нами".


Они, конечно, не виноваты в том, что их так учили. Как не виноваты и в том, что их деды похерили всё лучшее в этой стране и утвердили такую власть, которая приветствовала максимальную быдловатость. Возможно, не виноваты они и в том, что детей своих воспитывали так же. Ну а я, уж извините, не виноват в том, если где какой гопник вынуждал меня переломать ему конечности. Хотя прекрасно понимал, что конкретно этот пролетарский ребёнок - менее всех виноват, что вышел таким, каким вышел. Как понимал и то, что реально его задрали папаша-алкаш и мамаша-истеричка, а на меня с моей маечкой "Секс Пистолз" он дёргается просто потому, что такой объект вымещения досады ему кажется наиболее "валидным".


Да что говорить, в целом взрослая популяция Советского Союза в восьмидесятые - была говно говном. Это не поклёп на предков, это констатация факта. И хотя в её представлении детишки были ещё бОльшим говном - на самом деле, нет. Они были, во-первых, нормальными подростками, а во-вторых - чуть ли не первым искренним и по-настоящему вдумчивым поколением в Союзе (до того всякая попытка задуматься эффективно пресекалась идеологическими контрдоводами, сводившимися к тому, что "нельзя лить воду на мельницу врагов"; а тут - идеология просто иссякла, исчахла).


Правда, чего не могу отрицать, мне с моими родаками - ОЧЕНЬ повезло. Матушка - врачиха, а потому существо по определению материальное и здорово циничное, а Батя - носитель "общечеловеческой" культуры (и русской в том числе), филолог, специалист по современной англоязычной литературе, а потому, во-первых, очень деликатный человек, во-вторых же - прекрасно знающий, что такое generation gap (в разные эпохи), какие сволочи эти дети, и насколько всё это смешно.


Нет, у нас бывали, конечно, конфликты. Но по-настоящему суровый - наверное, один только был. Летом 91-го, когда мне было пятнадцать. Я тогда взял у Бати (с его разрешения) нашу Волгу, чтобы метнуться на озеро с компанией. Обычно мы пили там пиво (разливной "жигуль" или "ячменный колосс"), на обратной дороге я зажёвывал дикорастущей мятой, и всё было пучком. Но тут подгребли местные ребятишки, принесли самогонку. А я тогда имел очень ограниченный опыт знакомства с крепкими напитками. На самом деле, всего один раз водку пил в сколько-нибудь ощутимых количествах, на Девятое мая того же года. Эта ж самогонка оказалась - градусов под семьдесят. Я поначалу не просёк, усосал вроде как на спор три стакана, и поначалу сделался боевит - но очень скоро был в полнейшее говно.


Меня искупали, дали подрыхнуть с часок, снова окунули - но я протрезвел очень так частично. Ноги - как щупальца кальмарские, перед глазами - рябь на три балла, в ушах - звон литавр.
Но я кое-как довёл машину до дома и даже загнал её в ворота на участок, на полнейшем автомате. Без касаний загнал - но сцепуху малость пожог.


И вот является Батя, привлечённый рёвом перегазовок и сладковатым запахом сцепления. Я фиксирую Волгу, открываю дверь, буквально вываливаюсь в траву и кое-как поднимаюсь, шатаясь.


Батя, на что деликатный человек, - но взъярился. К слову, моему сыну сейчас шесть - но я морально готовлю себя к тому, что придётся, наверное, и такое наблюдать лет через девять-десять. Впрочем, сейчас мобильники есть, поэтому я бы предпочёл, чтобы он позвонил и сказал: "Па, я ваще никакой, высылайте пять мотоциклетов с пулемётами!"


Я бы, впрочем, тогда хрен позвонил, даже если б мобильники были. Мне всё казалось, что я благопристойно вернусь и спать завалюсь, и родаки не узнают, в какое говно я ужрался.


Ну и вот Батя смотрит на меня, вертикально нестабильного, - и ярится. "Ты, ****ь, совсем охуел, в таком состоянии за руль садиться?"


Я порываюсь примирительно поднять ладони, опровергаю, пьяно мудрствуя:
"Во-первых, я не ****ь, а ****ун, по меньшей мере, а во-вторых - доехал же? Хули там? Победителей не судят, ****ыть!"


Надо сказать, что Батя мой, хотя давно уж филолух и профессор, но в молодости был мастером по боксу. Но это было давно, уже к тому времени. Поэтому, когда он от души метнул свой кулак в сторону моей глупо ухмыляющейся физиономии, я чисто машинально поднырнул, Батя провалился, налетел на меня, и мы вместе упали в заросли болиголова.


Лежа снизу, я прошамкал: "Слушай, я не могу с тобой драться... тебя слишком много контуров... но одна просьба: похорони меня на Пер-Лашез!"
И я, кое-как вывернувшись, повернулся на бок и задремал.
Поначалу Батя меня оставил - "Да пусть и дрыхнет, где упал!", - но потом, как свечерело, всё же помог добраться до моей комнаты.


Сам я этого нифига не помню - но родители рассказывали. Сейчас это, конечно, семейный анекдот. Но тогда - представляю, что у них творилось на душе. Ладно, там, нажрался - это со всеми детьми рано или поздно бывает, - но как подумаешь, что бы я мог начудить с этой Волгой, при таком-то "контроле", - самому жутковато становится. Впрочем, в пьяном виде - я и в детстве очень аккуратно ездил. Потому: социальная ответственность, етить! :-)


В общем, мои предки - реально классные были (в смысле, они и сейчас есть, слава богу). Цивилизованные люди. К сожалению, очень изрядное число (если не сказать большинство) взрослых в восьмидесятые - были всё же нисколько не цивилизованными малолетними долбоёбами изрядного возраста. Вот так их вырастила страна. Вот такую страну они составляли. Это был порочный круг. Но их детям - такое воспроизводство долбоебизма встало поперёк горла. Это нормальное дело, когда дети презирают и отвергают мир взрослых, но конкретно тот мир взрослых - был таков, что и не мог предложить детям никаких бонусов за взросление. Более того, он оказался совершенно не готов к тому, что дети будут презирать взрослых. К такому базовому конфликту отцов и детей - он оказался не готов.


И это одна из многих причин того, почему, по прошествии семидесяти лет строительства коммунизма, всё это дело с треском наебнуло. Причина: государство, исповедующее такие великие и пафосные цели, априори не может поощрять стремление к бесконфликтности сосуществования граждан. В действительности, поощрялась нетерпимость к таким вещам, которые, казалось бы, тебя никак не касаются.


Девяностые - то было славное время жёсткой дрессуры этого невоспитанного стада. И его реморализации. С той суровой позиции, что если тебе, бывшему сотруднику какого-то драного НИИ, посчастливилось работать продавцом на рынке - изволь глубоко себе в жопу засунуть свои представления о социальной справедливости, а покупателям - улыбаться. Даже когда они хамят - всё равно улыбаться и стараться решать проблемы с ними на максимально дружелюбивой основе. И так - из совкового дикаря превращаться в цивилизованную личность, стремящуюся решать конфликты с другими людьми, а не провоцировать новые на ровном месте.


Успех девяностых, конечно, был грандиозный - но вот в последние лет пять я чего-то отмечаю, что при "вставании с колен" снова попёрло из людей это говно, понты на ровном месте. Снова - всякая плесень норовит ассоциировать себя с национальными понтами, а потому склонна хамить.
Нет, я не думаю, что всё это обернётся распадом России. Но всё же посоветовал бы нынешнему правительству быть поумеренней в своих призывах плодить детей. Дело в том, что в России по-прежнему очень много людей, которым бы не стоило этого делать - воспроизводить свою чмошность в поколениях. Во всяком случае, не стоит их к тому поощрять. Дороже обойтись может.


Да, кстати, многие люди недоумевают, когда я говорю, что либеральные реформы девяностых дали относительно мирный выход той агрессии, что накопилась тогда в молодом поколении.
И знаете, что скажу?
Я - никогда не был панком. Я никогда не был как-то крайне деструктивно настроен. Я всегда был цивилом. Но всё же если б мне пришлось выбирать песню, наиболее адекватную моему настроению в тот период - я бы указал эту:
http://www.youtube.com/watch?v=97RLyrTBj9A
И можете считать, что это китч и юмор. Возможно, для Егора Летова - оно так и было.
А для меня - нет. И ещё для сотен тысяч молодых людей - нет.
И когда иные благонамеренные граждане вопрошают, похохатывая: "А кто б кого мочил в той гражданской войне, которую якобы предотвратил Гайдар?" - хочется ответить:
"Когда вы до такой степени баранами были и остаётесь, то значит - мочили бы вас. То-то бы посмеялись. Кто мочил бы? Я и мне подобные. И вы бы это сглотнули ровно так же, как подобное вам говно, позорящее русскую нацию, сглотнуло это в Чечне, когда его тамошние пацаны резать стали (к слову, это феноменально, что в городе Грозном, русском на две трети, могли месяцами висеть плакаты "Русские, не уезжайте, нам нужны рабы"; боюсь, от такого позорища - всей нашей нации очень долго отмываться придётся; но вот такое, ****ь, было качество "взрослого" титульного населения в конце Союза).
Ну так молитесь на Гайдара, что хоть в России нам подкинули эту косточку, фондовые всякие рынки, цивилизованный, типа, бизнес! Когда ж это вашим заплесневелым мозгам недоступно - ну хоть не вякайте, не напоминайте о своём никчёмном существовании! (Я не скажу, что огорчён вашим выживанием в эти ужасные девяностые - но всё же не напоминайте о себе лучше! А то ж велико бывает искушение подправить ошибки истории :-) )


***


Да, ещё я посмотрел сейчас фильм Гай-Германики "Вы все умрёте, а я останусь".
Нет, честно сказать - не порадовал. Возможно, потому, что очень уж он девчоночий. Мне, как пацану, это не очень интересно, как девки-четырнадцатилетки девственность теряют. У меня так сложилось, что в раннем юношестве я имел дело только с барышнями старше себя. А с одноклассницами трахаться стал - уже в последнем классе. Кое-кто из них потерял невинность раньше, но такое, чтобы "ужралася-отдалася", в голове чупа-чупс, - нет, пожалуй. Говорят, сознательно они отдавались в первый раз. Пусть и в четырнадцать лет.



Другие статьи в литературном дневнике: