Анализируя причины падения Союза,задумался и о такой: "Это был, ко всему прочему, ещё и конфликт отцов-детей. Заурядный вроде бы конфликт, вот только качество "отцов" оказалось таково, что конфликт оказался неразрешимым". По хорошему счёту, в восьмидесятые Союз получил тех детей, какими они обычно и бывают в цивилизованном современном мире. Взбалмошных, вздорных, истеричных, инфантильных, желающих получить всё здесь и сейчас, презирающих устои этого сраного общества тупых взрослых - то есть, ровно тех детей, которые обычно образуются в любом обществе, хоть немного возвысившимся над заботой об элементарном выживании. И как показывает практика развитых стран - в этом нет никакой проблемы, что дети таковы. Но в Союзе - это оказалось очень существенной проблемой. Поскольку тогдашние взрослые - оказались ЕЩЁ инфантильнее, взбалмошней, истеричней и глупее. То есть - они оказались совершенно не теми людьми, которые могли бы сколько-нибудь ответственно и эффективно влиять на своих же детей. Реально - как сошло на нет поколение фронтовиков, все последующие - уже не могли иметь ни морального авторитета, ни воли, чтобы впарить своим детям, будто их жизнь - не дерьмо. Да они сами в глубине души считали, что их жизнь - дерьмо. И не без оснований. Я тут пристрастился смотреть советские фильмы конца восьмидесятых, "закатного периода", и должен сказать, что многие из них - весьма недурны. В них бывают изрядные сюжетные натяжки, но атмосферу общества - они воссоздают довольно-таки точно. Воссоздают картину бытовых отношений между людьми. И что мне бросалось в глаза во всех советских фильмах, даже куда более ранних, - повышенная и неоправданная какая-то агрессивность людей в бытовом общении. А во второй половине восьмидесятых - это действительно переходит в истеричность. И это правда. Что можно действительно сказать про абсолютное большинство советских людей - они очень дурно воспитаны. Они даже могли иметь некоторое образование, но по жизни - голимое хамьё. Они просто не приучены были стремиться к бесконфликтному сосуществованию с окружающими, не приучены к поиску мирных решений проблем, а приучены - к тому, чтобы во всех случаях "переть напролом, обвязавшись гранатами", и, типа, "победа будет за нами". Они, конечно, не виноваты в том, что их так учили. Как не виноваты и в том, что их деды похерили всё лучшее в этой стране и утвердили такую власть, которая приветствовала максимальную быдловатость. Возможно, не виноваты они и в том, что детей своих воспитывали так же. Ну а я, уж извините, не виноват в том, если где какой гопник вынуждал меня переломать ему конечности. Хотя прекрасно понимал, что конкретно этот пролетарский ребёнок - менее всех виноват, что вышел таким, каким вышел. Как понимал и то, что реально его задрали папаша-алкаш и мамаша-истеричка, а на меня с моей маечкой "Секс Пистолз" он дёргается просто потому, что такой объект вымещения досады ему кажется наиболее "валидным". Да что говорить, в целом взрослая популяция Советского Союза в восьмидесятые - была говно говном. Это не поклёп на предков, это констатация факта. И хотя в её представлении детишки были ещё бОльшим говном - на самом деле, нет. Они были, во-первых, нормальными подростками, а во-вторых - чуть ли не первым искренним и по-настоящему вдумчивым поколением в Союзе (до того всякая попытка задуматься эффективно пресекалась идеологическими контрдоводами, сводившимися к тому, что "нельзя лить воду на мельницу врагов"; а тут - идеология просто иссякла, исчахла). Правда, чего не могу отрицать, мне с моими родаками - ОЧЕНЬ повезло. Матушка - врачиха, а потому существо по определению материальное и здорово циничное, а Батя - носитель "общечеловеческой" культуры (и русской в том числе), филолог, специалист по современной англоязычной литературе, а потому, во-первых, очень деликатный человек, во-вторых же - прекрасно знающий, что такое generation gap (в разные эпохи), какие сволочи эти дети, и насколько всё это смешно. Нет, у нас бывали, конечно, конфликты. Но по-настоящему суровый - наверное, один только был. Летом 91-го, когда мне было пятнадцать. Я тогда взял у Бати (с его разрешения) нашу Волгу, чтобы метнуться на озеро с компанией. Обычно мы пили там пиво (разливной "жигуль" или "ячменный колосс"), на обратной дороге я зажёвывал дикорастущей мятой, и всё было пучком. Но тут подгребли местные ребятишки, принесли самогонку. А я тогда имел очень ограниченный опыт знакомства с крепкими напитками. На самом деле, всего один раз водку пил в сколько-нибудь ощутимых количествах, на Девятое мая того же года. Эта ж самогонка оказалась - градусов под семьдесят. Я поначалу не просёк, усосал вроде как на спор три стакана, и поначалу сделался боевит - но очень скоро был в полнейшее говно. Меня искупали, дали подрыхнуть с часок, снова окунули - но я протрезвел очень так частично. Ноги - как щупальца кальмарские, перед глазами - рябь на три балла, в ушах - звон литавр. И вот является Батя, привлечённый рёвом перегазовок и сладковатым запахом сцепления. Я фиксирую Волгу, открываю дверь, буквально вываливаюсь в траву и кое-как поднимаюсь, шатаясь. Батя, на что деликатный человек, - но взъярился. К слову, моему сыну сейчас шесть - но я морально готовлю себя к тому, что придётся, наверное, и такое наблюдать лет через девять-десять. Впрочем, сейчас мобильники есть, поэтому я бы предпочёл, чтобы он позвонил и сказал: "Па, я ваще никакой, высылайте пять мотоциклетов с пулемётами!" Я бы, впрочем, тогда хрен позвонил, даже если б мобильники были. Мне всё казалось, что я благопристойно вернусь и спать завалюсь, и родаки не узнают, в какое говно я ужрался. Ну и вот Батя смотрит на меня, вертикально нестабильного, - и ярится. "Ты, ****ь, совсем охуел, в таком состоянии за руль садиться?" Я порываюсь примирительно поднять ладони, опровергаю, пьяно мудрствуя: Надо сказать, что Батя мой, хотя давно уж филолух и профессор, но в молодости был мастером по боксу. Но это было давно, уже к тому времени. Поэтому, когда он от души метнул свой кулак в сторону моей глупо ухмыляющейся физиономии, я чисто машинально поднырнул, Батя провалился, налетел на меня, и мы вместе упали в заросли болиголова. Лежа снизу, я прошамкал: "Слушай, я не могу с тобой драться... тебя слишком много контуров... но одна просьба: похорони меня на Пер-Лашез!" Сам я этого нифига не помню - но родители рассказывали. Сейчас это, конечно, семейный анекдот. Но тогда - представляю, что у них творилось на душе. Ладно, там, нажрался - это со всеми детьми рано или поздно бывает, - но как подумаешь, что бы я мог начудить с этой Волгой, при таком-то "контроле", - самому жутковато становится. Впрочем, в пьяном виде - я и в детстве очень аккуратно ездил. Потому: социальная ответственность, етить! :-) В общем, мои предки - реально классные были (в смысле, они и сейчас есть, слава богу). Цивилизованные люди. К сожалению, очень изрядное число (если не сказать большинство) взрослых в восьмидесятые - были всё же нисколько не цивилизованными малолетними долбоёбами изрядного возраста. Вот так их вырастила страна. Вот такую страну они составляли. Это был порочный круг. Но их детям - такое воспроизводство долбоебизма встало поперёк горла. Это нормальное дело, когда дети презирают и отвергают мир взрослых, но конкретно тот мир взрослых - был таков, что и не мог предложить детям никаких бонусов за взросление. Более того, он оказался совершенно не готов к тому, что дети будут презирать взрослых. К такому базовому конфликту отцов и детей - он оказался не готов. И это одна из многих причин того, почему, по прошествии семидесяти лет строительства коммунизма, всё это дело с треском наебнуло. Причина: государство, исповедующее такие великие и пафосные цели, априори не может поощрять стремление к бесконфликтности сосуществования граждан. В действительности, поощрялась нетерпимость к таким вещам, которые, казалось бы, тебя никак не касаются. Девяностые - то было славное время жёсткой дрессуры этого невоспитанного стада. И его реморализации. С той суровой позиции, что если тебе, бывшему сотруднику какого-то драного НИИ, посчастливилось работать продавцом на рынке - изволь глубоко себе в жопу засунуть свои представления о социальной справедливости, а покупателям - улыбаться. Даже когда они хамят - всё равно улыбаться и стараться решать проблемы с ними на максимально дружелюбивой основе. И так - из совкового дикаря превращаться в цивилизованную личность, стремящуюся решать конфликты с другими людьми, а не провоцировать новые на ровном месте. Успех девяностых, конечно, был грандиозный - но вот в последние лет пять я чего-то отмечаю, что при "вставании с колен" снова попёрло из людей это говно, понты на ровном месте. Снова - всякая плесень норовит ассоциировать себя с национальными понтами, а потому склонна хамить. Да, кстати, многие люди недоумевают, когда я говорю, что либеральные реформы девяностых дали относительно мирный выход той агрессии, что накопилась тогда в молодом поколении. *** Да, ещё я посмотрел сейчас фильм Гай-Германики "Вы все умрёте, а я останусь". © Copyright: Артем Ферье, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|