Социализм как светлое будущее человечества

Артем Ферье: литературный дневник

Недавно один достойный, неглупый и умудрённый опытом человек сказал мне, что будущее никак не за капитализмом, а за социализмом, поскольку западные страны уже перешли на социалистический способ производства. И капитализм в целом обречён хотя бы потому, что всё равно для основной массы человечества не удастся достичь такого же уровня жизни, как в Золотом Миллиарде.


Ну, когда такие вещи говорят юные фриганы с Комманданте Че на маечке - тут лучше не спорить. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, покуда они покупают маечки с Че Геварой, но не громят магазины, - они и так исправно служат капитализму и совершенно пофиг, чего они при этом себе думают в своих головёнках.
Но здесь человек действительно неглупый и умудрённый опытом. И я всё пытаюсь понять: почему не юнцам, а вроде бы серьёзным и думающим людям такие очень странные утверждения кажутся логичными (причём не только в России). Вообще говоря, я эту песенку слышал десятки раз, обычно от записных левых, и это одна из причин, по которым я пришёл к убеждению: левая идеология - это не просто социально-политические воззрения. Это всё же общий кризис мыслительной деятельности и критичности восприятия информации. Вернее сказать, её, этой идеологии, основные положения - только и можно утверждать, если не относиться к ним хоть сколько-нибудь критично.


Но если подойти всё же критично - то получим следующее. Во-первых, что значит "на Западе всё больше торжествует социалистический способ производства"? Для начала, конечно, следует определиться, что это такое. Это такое положение, при котором средства производства в основном принадлежат не частным лицам, а "обществу в целом". Поскольку же "общество в целом" не имеет каких-то специфических институтов по управлению экономикой, подразумевается, что средства производства принадлежат в основном государству, как главному институту "общества в целом". Что здесь очень важно: социализм декларирует как высшую свою ценность контроль над производством именно со стороны ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ (во имя ОБЩЕГО БЛАГА), а не то, что какая-то собственность может принадлежать не только мистерам-твистерам-капиталистерам, но и некоммерческим общественным организациям, созданным некими группами граждан из каких-то специфических благотворительных целей и выступающих в качестве таких же обособленных хозяйствующих субъектов, как и чисто коммерческие корпорации. Этого-то, создания некоммерческих благотворительных организаций со своей собственностью, - ей-богу, и капитализм не запрещает (да он вообще ничего не запрещает).


Ну и вот спрашивается: в каких это западных странах имеет место или хотя бы декларируется приоритет государственной (общесоциальной) собственности на средства производства?
Да нигде. Наоборот, всюду превалирует вполне частная (акционерная, корпоративная, не суть важно) собственность на средства производства. Причём не только национальных корпораций, но всё больше - транснациональных. И даже в тех отрослях (прежде всего - ресурсодобыча), где изначально очень заманчивым казалось сохранить максимум государственного контроля (в интересах "общего блага нации"), постепенно пришлось его сократить в пользу частных инвесторов (тут настоятельно рекомендовал бы изучить историю нефтегазодобычи в Норвегии).


Другое дело - различия в обременениях, которые накладываются на деятельность этих вполне частных корпораций. Прежде всего - в налоговом бремени. И по этому критерию - действительно, государства, где налоги на частную предпринимательскую деятельность зашкаливают, порою называют "социалистическими" (поскольку "социализм" - это ещё и ругательство, принятое у порядочных людей для обозначения беспардонного социал-популизма). Но всё же надо понимать, что ни Швеция, ни Норвегия, ни Дания - по сути хозяйственного устройства "социалистическими" государствами не являются даже близко. Поскольку общепринятый способ производства там - всё же вполне себе капиталистический, с опорой на частную собственность на средства производства. Только что - относительно выше (чем в Штатах, скажем) уровень эксплуатации частного капитала "в пользу бедных".
Что радует - уже и самые отпетые демагоги в этих странах пришли к пониманию того, насколько губительна и для экономики, и для общества в целом такая чрезмерная забота об обществе за чужой счёт. И если в экономике высокие налоги лишь отпугивают инвесторов, то в социальном плане та синекура, которую они у себя развели, ведёт к неизбежной демотивации и постепенной деградации качества населения (действительно, если человек может прекрасно просуществовать всю жизнь на пособие - ему нужно быть необычайным трудоголиком, чтобы как-то трепыхаться, искать работу, учиться приносить пользу обществу в обмен на them money). И все эти скандинавские велфар-стейтс - свидетельство не того, как выгоден и перспективен социалистический путь развития, а того, что даже лёгкие элементы социализма (повышенные налоги на "общее благо" и необоснованные социальные гарантии всем и вся) очень быстро растлевают людей и превращают их в дегенеративное элойско-жвачное стадо. К чему же приводит полное внедрение социалистического способа производства - см. историю Советского Союза.


Вообще же, чем анализировать классические определения социализма, я бы дал собственное: "Социализм - это такая мера наказания для ленивых и нетерпеливых детей". Ну а когда дети ленивы и нетерпеливы, и притом завистливы, - естественно, находятся добрые дяди, которые говорят: "А знаете, дети, почему у вас нет того, что хоцца? Нет, не потому, конечно, что мозгов и нервов не хватает, чтобы это приобрести собственными, персональными усилиями. А потому, что буржуины захапали всё себе и используют для своей же прибыли, гады такие. Но это неправильно. Это ваше достояние и оно должно принадлежать вам, ВСЕМУ НАРОДУ. Поэтому надо забрать это достояние у буржуинов и отдать всему народу. А управлять этим делом будем мы, как мы есть искренние ваши радетели и защитники".
Примерно так.
Естественно, дети слушают с восторгом, разинув рты. Поскольку же они настолько ленивы, что не дают себе труда задуматься даже над самыми элементарными вещами - не задумываются они и над тем, за каким бы хером этим добрым дядям печься обо всём народе, когда они получат в управление "общенародную" собственность.
Ну а дяди, единожды заполучив в своё распоряжение национальное достояние, отобранное у буржуев, естественно, далее - прилагают все усилия единственно к тому, чтобы сохранить за собой контроль и чтобы поменьше возникало вопросов насчёт использования этого достояния для "всеобщего блага". То есть, правление многих частных корпораций, конкурирующих между собой по всем фронтам, включая и борьбу за работников с необходимыми им уступками, сменяется правлением одной корпорации, резонно стремящейся к тому, чтобы затоптать всякую конкуренцию на своём поле. И в итоге, едва исчерпывается идеологический ресурс ("построение светлого будущего"), люди очухиваются от этого наваждения в засранной по уши стране и у разбитого корыта. С добрым утром, что называется.


Вообще же, я бы не сказал, что социализм - принципиально новая какая-то формация. По сути - всё тот же старый-добрый патернализм ("царь заботится о вас, дорогие подданные"), но только другой сорт лапши на уши. А цель всё та же - максимально возможное ограничение частной инициативы под предлогом "общего блага".


Да и т.н. "капитализм" - тоже не такая уж новая идея, если смотреть в корень. Поскольку это идея, в противоположность патерналистской, - максимально возможной свободы граждан, которая может быть ограничена лишь соображениями коллективной безопасности.
Понятно, что в термине "капитализм" подразумевается упор на экономические отношения - ну так это и понятно, что без экономической самостоятельности все прочие свободы будут фикцией (либо - диогенством в бочке). Вернее, даже так: когда человек свободен делать что угодно, если это не вредит другим людям, то он может и открыть свой бизнес, и достичь в этом успехов, и завладеть изрядным куском общенационального достояния. Правомерность этих его успехов - определяется лишь методами. Если он не отбирает чужого силой и не портит чужое достояние (например, окружающую среду) - то всё в порядке.
К слову, вопрос о соотношении частного бизнеса и экологической безопасности - он, пожалуй, самый болезненный. Но что бесспорно: частника всегда проще поставить на место, чем "общенародное предприятие". И эффективнее всего это обычно делает другой частник. В этой связи мог бы рассказать много занятных историй - но в другой раз.


В общем, капитализм, в моём разумении - это максимальная частная свобода и диспозитивность (то есть, возможность граждан договариваться между собой по собственному разумению). И это система, к которой естественным образом стремится общество при ослаблении диктата неких идеологических сверхценностей, будь то религиозные догмы, вера в сакральность монаршьей власти и права сеньоров, коммунистических заветов, и т.п. Более того, именно естественное стремление человека (наиболее деятельных и амбициозных людей) к улучшению своего положения относительно других людей, "тяга к наживе" и личной свободе - собственно и подтачивает эти самые "сверхценности", в конечном итоге разрушая и способствуя установлению всё более вольных и разумных отношений. Но естественно, этот исторический процесс не обходится без ретроградных явлений, одним из коих в Новое время стало насаждение социалистической идеологии. Тьфу-тьфу, но, кажется, эта болезнь тоже проходит.


Что же до неизбежности поражения капитализма из-за невозможности имущественного равенства между жителями стран Золотого Миллиарда и прочих стран - я, хоть убей бог, вообще не понимаю, какая в принципе может быть тут логика?
То есть, как бы признаётся, что ресурсы Земли конечны и на обеспечение потребностей всех людей, при их склонности плодиться, ресурсов не хватит. Ну, допустим (хотя, вообще-то, сейчас уже, по-моему, ясно, что старина Мальтус мал-мало ошибался, и даже при нынешних технологиях планетарные ресурсы можно в целом считать бесконечными, и уже достигнутый уровень потребления - казался совершенно невероятным лет сто назад). Но, допустим, это даже так: на всех не хватит.


Так с какого боку здесь компрометация капитализма? Казалось бы, это социализм, как проповедь имущественного равенства, должен покурить в сторонке при таком раскладе (он в любом случае курит в сторонке, но если вообразить дефицит ресурсов - тем более). А в либеральной (капиталистической) идеологии - попросту никогда не провозглашалась такая "ценность", как стремление к имущественному равенству. Что между разными народами, что (и это важнее) между разными людьми в пределах одной нации. Тут другой совсем замес: "кто посмел - тот и съел" (желательно - без явной уголовщины, конечно).


Более того, это в принципе довольно условное деление, на Золотой Миллиард и прочих лишенцев. Можно ещё делить страны по индексам экономических свобод и по эффективности правопорядка (а это ключевые условия для успеха легального обогащения), но в плане благосостояния граждан - черта проходит не по госграницам, а внутри каждой нации. И это довольно забавно выглядит, когда Лакшми Миталл попадает в "нищие лишенцы", потому что он из бедной Индии, а какой-нибудь нью-йоркский негр из картонной коробки - в Золотой Миллиард.


И можно, конечно, оценивать некие средние "температуры по больницы", или - "насколько бедны беднейшие", или - "насколько хорошо живут те, кто всё же работает, а не груши околачивает", и тут действительно можно выделить группу стран, где ситуация заметно лучше, чем у нищебродов, но поразительным образом оказывается, что подавляющее большинство наиболее благополучных стран - это как раз те, где имеются давние и крепкие капиталистические традиции. Уважение к чужой собственности, максимально подкреплённое эффективно действующим законом, и свобода частного предпринимательства. А есть страны, где подобные ценности утвердились относительно недавно, и ещё не очень крепко, но чем крепче - тем больше успехи этих стран в росте общего благосостояния нации, невзирая на социальное расслоение. Ведь как бы ни был беден Китай по сравнению с США (да и с Россией) - он всё же действительно неслабо "забурел" с тех пор, как там перестали строить домны на каждом садовом участке ("во имя всеобщего блага"), а предоставили людям возможность наживаться так, как они считают разумным.


И на этом фоне утверждается: поскольку всем всё равно не будет окончательно хорошо, капитализм обречён. То есть, плевать, что капитализм, как максимально свободная система экономических отношений, убедительно продемонстрировал в самых разных странах и климатических условиях максимальную же свою эффективность в росте национального (и личного) благосостояния, а социализм продемонстрировал свою неподражаемую способность доводить до ручки хозяйства самых богатых стран, но - пусть в мире будет социализм. И, конечно, Штаты с Европой с большущим энтузиазмом свернут на этот путь, чтобы не было обидно Венесуэле и Зимбабве. Ага, щаз.


Но вообще говоря, лет полтораста назад разрыв между развитыми империалистическими державами и их колониями - был несколько существенней, чем сейчас. В десятки раз существенней. И тогда, конечно, тоже прочили закат капитализма. Но, правда, не по такой смешной причине, что "Англии станет стыдно за свою неспособность накормить Индию, как саму себя", а потому, что именно в РАЗВИТЫХ странах виделись непреодолимыми противоречия между пролетариатом и буржуазией. Во всяком случае, в галлюцинациях Карла Маркса - оно виделось именно так.


А вышло - немножко по-другому. Как раз там, где капиталистические отношения были сильнее - даже такой шок, как Первая Мировая, прошёл относительно безболезненно, без слома системы. Социально-политическое устройство оказалось достаточно гибким, чтобы классовые противоречия разрешились без революций. А там, где было больше феодальных пережитков при соответствующем догматизме и ригидности верховной власти - действительно шарахнуло сурово. До сих пор расхлёбывать приходится.


Чего нельзя отрицать, выше помянутые элементы социализма как ублажение "сирых и убогих" в Европе 20-го века - это, конечно, реакция на социалистическую революцию в России и последующее существование СССР. Собственно, и левизна Веймарской республики, и пришествие национал-социализма - тоже реакция на те же обстоятельства. Но сейчас, когда миф (и опасность) социализма можно считать в целом развенчанными, - конечно, отпадёт и надобность в чрезмерном задабривании социальных паразитов. То есть, капитализм не только что не сдаст позиции в двадцать первом веке, но, напротив, подвинется ближе к либеральным истокам после этого периода социалистической реакции в двадцатом столетии. Сейчас вот ещё Обамка отожжёт в Штатах (а Чавес - в Венесуэле) и слово "социализм" - точно станет матерным.


В идеале же - я, конечно, надеюсь на то, что в двадцать первом веке будет похоронена эта популистская идея со всеобщим равным избирательным правом. Нетушки, поскольку государство формируется и существует на деньги налогоплательщиков - права на его использование должны всё-таки зависеть от взноса.
Ну и, конечно, на африканскую Реконкисту я надеюсь. Когда уж говорят, что несчастным гражданам Зимбабве никогда не сравняться в доходах с жителями Первого Мира и что это огорчительно, - ситуацию можно легко исправить. Выход есть: Улучшенное Социальное Партнёрство. Когда граждане Зимбабве перестанут быть гражданами, а станут собственностью, - исчезнет проблема с их доходами, поскольку у объектов собственности не бывает доходов :-)



Другие статьи в литературном дневнике: