Ещё немного о поножовщине и сплетении эфирных тел

Артем Ферье: литературный дневник

Заезжала в гости Тётя Света, Женькина двоюродная сестра. Разговорились о том, о сём, и в числе прочего – о некой школе самообороны, куда Светка ходит.
Поинтересовалась, знаю ли я, как бывший каратист, ихнего вожака.


К сожалению, знаю. Опосредованно, правда. Через одного опера-обэповца, на которого этот гуру наехал по пьяни в кабаке. Опер, вообще-то, интеллигентный такой, экономист, но тогда столь огорчился, что впечатал великого сенсея носом в барную стойку, скрутил запястья его же ремнём и вызвал наряд. Там весь отдел угорал, когда род занятий дебошира оказался – «основатель исконно-прогрессивной школы боевых искусств». Ну и потом в сети нашли видео, где этот кекс гасит своих адептов неодолимыми файерболами (зач.)… энергетическими ударами, блокирует их робкие атаки одним мизинцем, и вообще только что не левитирует по залу.


В общем, если говорить правду, то Светка попала в типичную шарлатанскую секту, каких расплодилось великое множество под видом школ боевых искусств.
Как отличить шарлатанскую секту от реальной боевой школы? Попросить показать видео, где бы кто-то из лучших учеников совладал с боксёром-второразрядником или любым «восточником»/кикером того же уровня подготовки. Но – именно бой, а не демонстрацию приёмов. В полный контакт.


Если выясняется, что арсенал магических приёмов этой крутейшей школы слишком суров, что он предназначен только для противодействия до зубов вооружённым японским ниндзя, а заурядного быковатого молодчика непременно испепелит на месте – следует вежливо отказаться. Поскольку, согласитесь, гораздо вероятнее схлестнуться на улице с быковатым молодчиком, который немножко занимался боксом, чем с до зубов вооружённым японским ниндзя.


Я мягко намекнул Светке, что это немножко сомнительная тема, во что она вляпалась. Она согласилась, что, конечно, вряд ли справится со здоровым мужиком-спортсменом, но – «у какого-нибудь гопника нож запросто смогу отобрать, после всего полутора месяцев занятий».


Я покашлял и уточнил:
- Свет, нафига тебе отбирать нож у какого-то несчастного гопника? Ты же, вроде, барышня небедная? А у него этот нож, может, последнее сокровище. Имей жалость!


Светка возразила:
- Но как же не отобрать у него нож, когда он, скажем, зарезать меня хочет?


Я снова покашлял и сказал:
- Понимаешь, Свет, если он хочет тебя зарезать – то он подойдёт и зарежет. Ты ничего понять не успеешь. Тем более – сделать. Не уверен, что и я успею осознать угрозу, несмотря на все годы моей «волчьей» жизни. Но обычно парень, угрожающий ножом, – он не хочет тебя зарезать. Он хочет чего-то другого, типа денег. Но – запросто может и полоснуть, если ты полезешь отбирать его игрушку.


Вообще, самое дикое во всех этих «прогрессивных» боевых школах (да и в старомодных тоже) – та легкомысленная самоуверенность, какую они выпестывают у своих воспитанников в отношении холодного оружия.


«Делаем раз, делаем два, блокируем руку, заламываем кисть, отбираем ножик – вот так просто, элегантно и эстетично!»


Нет, господа. Ничего нет элегантного и эстетичного в отчекрыженных фалангах пальцев, в пожизненных порезах на предплечьях, а тем более – в бирке на ноге. Что очень легко можно обрести, пытаясь вырвать нож у преступника, который, вообще-то, и не хотел вас замочить или изувечить. Но может сделать это непроизвольно, если подсознательно сочтёт себя обороняющейся стороной.


Реально, конечно, есть ситуации, когда можно без особого риска заломить ножевую руку. Например, когда злодей сам даёт её в ваше распоряжение, приставив своё перо к вашему животу или горлу. Тут вы можете атаковать его внезапно, сковав его маневр, а он – рефлекторно будет защищаться и вырываться, не пытаясь намеренно чиркнуть по соннику или ткнуть в печень, как давеча обещал. Нужно быть действительно очень матёрым, отпетым головорезом, чтобы успеть «на автомате», из статичного положения, не имея пространства для замаха - прикончить свою жертву, едва та рыпнется. У большинства людей, которые имеют склонность приставать к прохожим с ножом, такой навык отсутствует.


Но некоторые навыки более или менее грамотного размахивания ножом в потасовке – в среде уличных грабителей или кабацких хамов всё же встречаются. Поэтому не приходится ожидать, что он будет бить так же нелепо и «удобно» для вас, как это происходит на тренировках в прогрессивных боевых школах. Он не будет делать глубокий выпад и замирать наподобие терракотового солдатика из коллекции императора Цинь Шихуанди, покуда вы вспомните, как вас учили заламывать его руку и отбирать нож. Даже если парень совершенно нетренированный – он по-любому переполошится, встретив сопротивление, и будет от одного только страха махать направо-налево весьма энергично.


Насколько реально при этом перехватить его ножевую руку? Ну, если среди ваших знакомых есть боксёр – попросите его произвести в ваш адрес джеб или хук и попробуйте в этот момент что-то сделать с его лапой. Типа, зафиксировать на излом.
Теперь – представьте, что его рука имеет продолжение, которое, в случае вашей неудачи, вырвавшись, порежет вам сухожилия кисти или вены на предплечьях. Вы по-прежнему полны энтузиазма отобрать нож голыми руками?



Что ж, признаюсь без ложной скромности, лично мне – удавалось это делать неоднократно, безо всякого ущерба для себя. На тренировках. Но неоднократно же – меня условно «чикали» (ибо тоже не детсадовцы были). Поэтому в реальных каких-то инцидентах – я никогда даже не ПЫТАЛСЯ отобрать нож. Даже если видел, что передо мною пьяный лох, заведомо уступающий и в силе, и в опыте, и в реакции. Ладно, там, ещё ногой выбить, когда уверен в прочности обувки. Но руками туда лезть? Да вы что: оно кусается!


Между тем, это, конечно, не значит, что я так просто спускал всяким бухим быдланам такую непочтительность, как размахивание своим куцым трёхгрошовым пёрышком перед моей одухотворённой репой. Просто – я не сторонник той концепции, что следует пытаться непременно отобрать нож, когда его лезвие сверкает перед вашим носом.


На мой взгляд, в основе этой концепции лежит глубокое непонимание сути вещей. Её приверженцам кажется, что если нож – смертельно опасное оружие, то надо любой ценой вырвать его у противника.
Однако ж, прошу обратить внимание, тренированная нога в хорошем, крепком башмаке – это тоже смертельно опасное оружие в серьёзной драке. Пусть она не убьёт с одного удара (хотя может), но перелом голени – практически выводит человека из строя. Дальше – могут и запинать точно так же, как могли бы зарезать.
Равным образом, и увесистый, умелый кулак, да ещё с кастетом, – может быть смертельно опасным оружием. Хороший удар в фасад – и дальше, опять-таки, ногами запинают, как те комары - слоняру.


Но, осознавая эти опасности, почему-то никто не клинится на том, чтобы всенепременно стащить с ноги оппонента башмак/оторвать ногу, или – выбить кастет/оторвать руку. В случае же с ножом – у многих в сознании имеет место какая-то нездоровая фиксация на этом стальном предмете, порождающая необузданную и несвоевременную манию стяжательства. Фиксация – стоившая жизни многим хорошим людям.


Хотя на самом деле, говоря, что нож – смертельно опасное продолжение руки бойца, можно несколько сместить акцент в восприятии этого бесспорного факта. Нож – это ВСЕГО ЛИШЬ продолжение руки бойца. Где-то так сантиметров пятнадцать-двадцать (что не столь уж значительный прирост к длине руки).


Что будет, если умелый боец, готовый вас убить, всадит вам нож в печень? С большой вероятностью, вы умрёте. Страшно? Обычно – да. Как-то неприятна самое мысль.
Что будет, если умелый боец с хорошо поставленным ударом, готовый вас убить, пробьёт вам в печень кулаком? С большой вероятностью, вы умрёте. Пусть не от разрыва селезёнки – но вы потеряете контроль хоть на мгновение, он этим воспользуется и добьёт.
Но всё же не так страшно получить в печень не ножом, а кулаком? А чо так? Ведь разница – не в результате стычки. Разница – в тех пресловутых пятнадцати-двадцати сантиметрах. И только. Всё остальное – инстинктивная боязнь проникновения в брюшную полость инородного твёрдого предмета.


Если же оценить проблему в целом, то вне зависимости от вооружения противника, истинная ваша цель – вовсе не в том, чтобы лишить его того или иного оружия. А в том - чтобы лишить его возможности ПРИМЕНЕНИЯ какого-либо оружия. И как ни парадоксально это может для кого-то прозвучать, но работать следует не против ножа, а против хозяина. С намерением надёжно его нейтрализовать, используя при этом любое ВАШЕ оружие.


Ей-богу, когда чел, не имеющий ножа, маниакально охотится за ножом противника (как учат почти во всех этих школах самозащиты), он ставит себя в не очень удобное положение.
Во-первых, он сильно рискует по крайней мере своими руками, которые сами стремятся к лезвию. Во-вторых, он держит дистанцию, выгодную для обладателя ножа, а не для него самого. И в-третьих, даже если ему посчастливится схватить ножевую руку, получается, что ею заняты обе его, а голова – открыта для свободного вражеского кулака (и только не надо эпических вис про великих берсерков, которые запросто отбирают ножик одной рукой в условиях реального боестолкновения).


К слову, сколько я ни смотрел всяких этих «самозащитных» учебных пособий из серии «как нанизать себя на бандитское перо даже против воли бандита» - больше всего поражает полнейшая безалаберность в отношении другой, «безоружной» вражеской руки. Как будто её вообще нет!
Но ведь она есть. И по хорошему счёту, обычно она даже более свободна в действии, чем ножевая. И когда вы проводите свой замечательный приём на отбор ножа – вам по отвесной траектории прилетает в темечко левый кулак супостата. А если такой удар наносится правильно, с «прокруткой» по амплитуде - то это, наверное, вообще один из самых мощных ударов, возможных в уличной драке. Если человек привык колоть таким манером доски-сороковки – черепушке тоже мало не покажется. И он – даже не выбьет себе костяшки.


Этим, впрочем, важность левой вражеской руки не ограничивается. Ибо, если уж мизансцена не дозволяет свободы маневра и разрыва дистанции, если уж суждено сойтись в страстных объятиях, то лично я предпочёл бы ловить не ножевую руку, а – безоружную, при этом как бы отгораживаясь тушкой оппонента от его же клинка и стараясь зайти в спину именно через «некусачую» сторону.


Тут не могу не предаться воспоминаниям юности. Стоял чудесный апрельский вечер, мне было шестнадцать, я возвращался от замечательной барышни, приятно изнурённый. Поэтому, когда наехала парочка гопняров (вероятно, обнюхавшихся какой-то дряни) у меня не было никакого желания с ними драться. И вообще это казалось каким-то обидным недоразумением, что они докапываются при таком вопиющем неравенстве сил. Я привык тратить на этих крысёнышей своё время, когда их не меньше пятка, уж хотя бы. А тут? Было б из-за кого адреналин в кровь вбрасывать!


Одного я вырубил сходу, но второй, вместо того, чтобы свалить по-хорошему, достал финку и попёр на меня, жестикулируя весьма недоброжелательно. Наверное, он защищал своего павшего товарища, приписывая мне чёрт знает какие гнусные виды на эту скукоженную слабодышащую тушку.


Отступая вглубь двора-колодца, я уж изготовился, было, поломать ему ноги, но упёрся спиной в стену. И тогда решил использовать архитектурный ландшафт к своей выгоде. Сделал финт, зашагнул навстречу и вправо, ухватил его за «безоружный» рукав и продёрнул мимо себя, плотно приобщив физиономией к штукатурке. Понятное дело, при сложившейся диспозиции уже через пару секунд его нож упал сам собой, вместе с почками.


Сейчас, конечно, я бы не стал так жестить в отношении какого-то сопляка с тычинкой. Применил бы свой укоризненный взгляд номер семнадцать (с примесью соболезнования второй степени). Но это не универсальное оружие, поскольку мало у кого в мире такие же добрые и лучистые глаза. Что универсальное – здравый смысл и верное понимание боевой задачи. Она же, повторю, не в том, чтобы лишить противника ножа. А в том, чтобы лишить нож хозяина.



Конечно, следует помнить о ноже, не подставляться под него (как и вообще под удары противника), но – не следует чересчур концентрироваться на нём, переоценивать его важность. Ведь в действительности, это довольно посредственное оружие, более всего годящееся для внезапной и вероломной атаки, а не для поединка с изготовившимся врагом. Который, при должной сноровке, может сдержать поножовщика на неприступной дистанции одними лишь лоукиками (не говоря уж о том, что может и колено разбить, пока тот заморочен на своём ножике и опьянён чувством повышенной вооружённости).


Далее, что бы ни казалось агрессору с ножом, но в реальности у всякого совершенно мирного и якобы безоружного гражданина почти всегда при себе имеется арсенал средств, заметно превосходящих нож по дальности действия.


Например, куртка. Сдёрнуть её с себя, отскакивая от нападающего – не так уж сложно и долго (особенно, если иметь практику). А получить наотмашь кожаком по морде – несколько обескураживает. Да что там: и плащ обескураживает. Главное – лишает на какое-то мгновение обзора, что можно использовать для безопасного сближения и то ли врезать ботинком в колено, а то ли даже напрыгнуть, ломая ногу гарантированно.


Ещё более страшная штука – брючный ремень. Фактически, это кистень. Запросто башку проломить можно. В дополнение к нему, после того случая, я лично стал носить ещё и цепочку из гроверов-десяток на брелочке. Ничего противозаконного, но стеганёшь по пальцам – не то что нож, авторучку чел держать не сможет в ближайшие недели.
Любая сумка или кейс – тоже, конечно, в ход пойдут. И они – сразу готовы к употреблению.
Я уж не говорю о таком счастье, как валяющаяся на земле палка или труба. И любая стеклянная бутылка лёгким движением руки превращается в розочку. Да что там труба или бутылка: любая сорванная ветка или какая-нибудь лебеда-полынь – тоже подспорье. Хотя бы – перед мордой его жиганской помахивать, застя взор и нервируя. А уж если точно по глазам удастся лебедой или крапивой хлестнуть – на несколько секунд он реально света белого невзвидит.


Что творения природы, что отбросы цивилизации – всё на пользу пойдёт. Из всего можно изобразить своё собственное оружие вместо того, чтобы пытаться отобрать чужое в мгновения наивысшей алертности обладателя.


Метательные снаряды, опять же. Связка ключей или горсть мелочи в табло, песок или табачная крошка – наверное, не уложат противника наповал, но обеспечат его кратковременное замешательство. Что вполне может решить исход боя.


Противник тоже имеет в своём распоряжении этот арсенал? Да не совсем. У него – одна рука занята его дурацким коротеньким ножиком. Соответственно, ему гораздо труднее скинуть куртку, не говоря уж про извлечение ремня. И когда ваша пряжка просвистит у него над ухом – его посетит новое представление о степени вооружённости сторон конфликта. От которого, вполне вероятно, он предпочтёт ретироваться.


Кстати, ещё раз: это очень важный момент. Большинство людей, которые могут угрожать вам ножом, - реально не хотят вас убить. Напоровшись на ожесточённое сопротивление – они предпочли бы не упорствовать в своих разбойных или бакланских устремлениях. Но в тюрьму они тоже не хотят. Поэтому, когда вы их хватаете – могут ненароком пырнуть. И если вы не ставите перед собой такой цели, как непременное задержание преступника, а готовы довольствоваться тем, что он перестаёт вам угрожать здесь и сейчас, - оставьте ему «золотой мост», не запирайте крысу в угол.


И, конечно, нельзя забывать о дипломатии, in the first place. Ведь если злодей не зарезал вас сразу, исподтишка, но демонстрирует нож – наверное, он хочет вас в чём-то убедить. А значит, и вы можете попытаться убедить его в ошибочности выбранной им коммуникативной стратегии. Спокойно, доброжелательно. Без заискивания – но и без высокомерия. Без робости, но и без угрозы. Немного шутливо, но без уничижительного сарказма. По-человечески, в общем. И лучше – говорить нечто такое, что прямо не относится к его поведению, и не осуждает, но может озадачить.
«А ведь мне тебя, наверно, Бог послал. Чтоб мне самому (самой) рук на себя не накладывать, греха избежать. Давай тогда, режь меня, ангел!»


Если раньше его интересовал только ваш кошелёк – то теперь, возможно, заинтересует и та херня, которую вы несёте. Уличные грабители – порой бывают весьма сентиментальны, любопытны и доверчивы. Ну и можно впарить, как вас бросил любимый человек, как достали кредиторы, как уволили с работы за то, что высказали начальнику-тирану всю правду в глаза. Всякое такое. Глядишь, ещё из своих пивом угостит :-)


А можно – инсценировать обморок от волнения. «Хап… хап… чёрт, сердце!» Он или уйдёт, даже не обыскав, или – утратит бдительность, подставится, обшаривая «бездыханное» тело. Когда такой циничный гад – не грех и проучить.


Немножко артистизма – и вы, по крайней мере, сумеете смутить злодея, порвать ему шаблон. Заставите включить рассудок, а не только криминальные и бойцовские его инстинкты.


Если ж вы не способны даже на простое задушевное общение с человеком, который только-то и делает, что приставляет вам к горлу кусочек стали, – лучше и не думайте о том, чтобы затеять с ним драку. Это дело требует хладнокровия. А риск – слишком велик. Отдайте ему свои бриллианты – и не говорите, будто бы Дядя Тёма советовал нечто иное.


Ну и вот, имея такой богатый выбор средств для довольно эффективного и сравнительно безопасного противостояния ножу – какими маньяками нужно быть, чтобы лезть его отбирать голыми руками, напролом? А тем более – учить этому хрупких девушек. Они ведь действительно могут поверить, будто способны это сделать, а последствия будут печальны.


Я высказал эти соображения Светке, и она немного разозлилась: «Блин! Конечно, я бы вряд ли стала драться с вооружённым уркой без крайней необходимости. Но ты не понимаешь: приятно было ДУМАТЬ, что повышаешь свою безопасность, осваивая чудесные приёмы, и всего-то – два часа в неделю».


Да, вот в этом и секрет успеха подобных сект. Иллюзия боеспособности – при минимальных затратах времени и сил.
А как посмотришь на иного такого гуру – диву даёшься: как вы, ребят, с такой-то своей комплекцией, можете преподавать что-то помимо сумо или основ кулинарии? И кто ж на это ведётся-то, на ваши заявления, будто вы чего-то стоите в драке?


Впрочем, чего-то, конечно, стоят. Они обычно все из каких-то «бывших», и не всё ещё пропили. К тому ж, учить – это, знамо дело, не по татами прыгать. Тут уже, наверное, больше философская позиция рулит.
В этой связи мне особенно, конечно, нравятся мастера бесконтактного боя.


Меня часто спрашивали юные друзья: полная ли это ***ня и разводка, или что-то в этом всё же есть?
Знаете, лучше всего сущность этой фишки проиллюстрирована в одном старом анекдоте.
Некий учёный изобрёл прибор для чтения мыслей. Миелофон, типа. Решил опробовать на студентах. Подходил на улице и обращался с провокационными просьбами. Вроде: «Молодой человек, ударьте меня, пожалуйста, по лицу!»


Подходит к философу. Просит. И смотрит на экран.
Там – буря сомнений: «Как же так? Я, цивилизованный человек, ударю другого человека, притом пожилого и достойного, да по лицу? С какой же нравственной парадигмой сие может быть согласно?»
Подходит к юристу. Та же просьба.
На экране – рассуждения: «Это будет совершенно незаконно, это образует состав преступления, предусмотренный статьёй 213 УК РФ. Как я могу на это пойти, пусть даже по просьбе будущего потерпевшего?»
Подходит, наконец, к питомцу Института Физкультуры.
Просит то же самое.
Дыж!
Профессор поднимается с земли, даже не уразумев, что случилось, смотрит в экран – там девственная чистота.
Просит: «Вы не могли бы повторить?»
Дыж!
Снова поднимается, снова ничего не видит в своём приборе. Опять обращается:
«Молодой человек, ещё разок, пожалуйста!»
И тут на экране, в самой его глубине, забрезжила какая-то… флуктуация мелким-мелким шрифтом. Профессор выставил максимальную чувствительность, врубил увеличение на полную, и только так разобрал:
«С ноги, что ль, въебать?»


Вот и с бесконтактным боем – та ж фигня. Не сказать, будто это сплошное, стопроцентное наебалово. Нет, ученики, когда валятся на пол под действием энергетических пасов своего наставника, возможно, не всегда кривляются. На кого-то из них – магия реально действует. Поскольку они – натуры тонкой умственной и душевной организации, испытывающие к сенсею почтительность на грани благоговения. Сенсей же, который всё-таки кое-чего умеет по части мордобоя, гораздо больше – искушён в психологии. Даже – владеет кое-какими «гипнотическими» приёмами, где используется и речь, и мимика, и моторика. Это всё вполне научные вещи, никакой мистики. И такой «Кашпировский из додзё» – вполне может подчинять себе тех, кто внутренне надеется видеть в учителе реального «волшебника», а не шарлатана (даже если внешне выражает скепсис).


Проблема, однако же, в том, что не все противники бесконтактного мастера – натуры тонкой умственной и душевной организации, готовые подпасть под его влияние. Бывают иные. И тогда происходит примерно это.


Так вот, даже если вы в совершенстве овладеете искусством бесконтактного боя, существует ненулевая вероятность, что повстречавшиеся вам в подворотне пьяные быки – по своим интеллектуальным и нравственным качествам немножко недотягивают до того уровня, при котором готовы были бы испытать к вам почтительность на грани благоговения. А потому jedi mind-tricks действуют на них не больше, чем на Джаббу Хатта. То есть, никак. И придётся браться за световой меч. У хороших – синий, у плохих – красный.


P-s.: Вообще, задумался над таким философским вопросом, касательно истории и специфики боевых искусств.


Как известно, карате было создано на основе "янных" китайских стилей ушу угнетёнными и разоружёнными окинавскими крестьянами, чтобы ****ить ненавистных самураев.


Как известно, английский бокс зародился в Средние века, но во многом - это было возрождение греко-римского бокса, гораздо более древнего.


То же можно сказать и про французский бокс, сават. Только он - наследовал не столько греко-римским, сколько галльским традициям.


Что общего у этих древних боевых искусств?


Во-первых, они возникли и развивались тогда, когда очень широко было распространено боевое холодное оружие. То есть, конечно, сейчас на кухнях ножей больше, наверное, чем мечей в тогдашних городах, но гуляющих с ножами и мечами по улицам - несравненно меньше.
Правда, как раз приверженцы этих единоборств, большей частью народных, не могли иметь качественного оружия. Японские крестьяне - по закону, ну а британские крестьяне, баловавшиеся боксом, и французские босяки-саватёры - в силу экономического своего положения и астрономической дороговизны хороших мечей.
При этом, все означенные БИ - предполагали борьбу с вооружённым противником. То есть, карате специально для этого и создавалось, а сават, достояние портовых оборванцев, особенно приветствовал удары ногами по ногам, поскольку это спасало от ножа.


Второе же родство этих древних единоборств - что в них, по сути, не было каких-то специфических приёмов против холодного оружия. Во всяком случае, там и близко не было всех этих современных захватов ножевой руки, её залома и отбора тесака. Как не было их и в греко-римской борьбе.


Почему так? Они были настолько глупы, мастера этих единоборств, что в мире, где полно холодного оружия (но не в их руках) - не додумались хотя бы попытаться создать сколько-нибудь эффективную систему противостояния безоружного (они сами) вооружённому (их враги). Особенно - это, конечно, касается японских крестьян. Получается, они были вообще непроходимо тупы.


Но тем не менее, как счастливый обладатель второго дана карате, могу засвидетельствовать: в относительно старых, "классических" стилях - никаких борцовских приёмов для разоружения супостата, по хорошему счёту, не имеется. Я формально занимался шотоканом. Формально - потому что на самом деле это была изначально кёкушиновская школа, но её, по требованию соответствующей федерации, разделили на две, для большей "репрезентативности", и нашу секцию обозвали "шотокановской". Это была Россия конца восьмидесятых. Но, собственно, шотокан от кёкушина официально отличается только ограничениями на жёсткость спаррингов и кумите, а реально - мы все работали абсолютно одинаково.


Соответственно, я могу с уверенностью говорить только о шотокане и кёкушине, но насколько знаю, и в других "старых" стилях всей этой возни с захватом ножевой руки как-то не было. Это всё привносится уже в более модерновые течения. А в классических - вообще однозначно превалирует ударная техника, а бросковая и заломная представлены зачаточно, если вовсе.


И я думаю, ларчик открывается просто.


Люди, которые реально вынуждены были драться с вооружённым противником, массово и каждодневно, во времена нередких восстаний, - знали, что такое меч в руке самурая. Они знали, что пытаться её отобрать - в общем-то, дохлый номер. Ты, конечно, можешь попыхтеть, вцепившись в руку с катаной - но так тебе её и отдали! Да ваказаши в брюхо, с другой руки - и до свидания!


А единственный хоть сколько-то реальный путь к победе - проворно уклоняться от мечей (поэтому в карате - довольно резкие перемещения), искать слабые места в обороне противника - и долбать его со всей дури. Мощными, хлёсткими, концентрированными ударами. Желательно - ногами. Так, чтобы после первого уже сдулся (а то ведь иначе - сам развалит тебя своей катаной на следующей секунде).


Если вдуматься в специфику карате - то всё выглядит очень логичным. И жёсткие блоки, отбивающие не просто руку, а руку с мечом. И очень "энергозатратные" удары (но тут не до экономии сил: бой в любом случае будет скоротечным, а что имеет значение - кто будет кормить ворон). И специфическая набивка ударных поверхностей, такая, чтобы кулак не боялся ни брони, ни черепушки.


И если присмотреться, скажем, к моваши-гэри, то в классической традиции он наносится довольно своеобразно (по сравнению с китайскими или тайскими аналогами). И очень функционально. Его траектория проходит ровно так, чтобы максимально затруднить парирование малым мечом (ваказаши) в левой руке. Этот удар как бы исподволь начинается - и, при правильном исполнении, так же незаметно прилетает подарок в скулу (в смысле, нежданно). Но чтобы удар был реально хлёстким, быстрым и метким - нужно очень неслабо потрудиться и над растяжкой, и над мышечным тонусом. Хотя, конечно, когда его пробивают неофиты, кое-как и абы куда, после чего десять секунд прыгают на одной ноге в поисках равновесия, - немножко не понять, какой смысл (а равно импульс) вкладывался в такие удары на старой Окинаве.


Всё это - было очень даже оправдано для людей, для которых на самом деле была актуальна безоружная борьба с вооружённым противником.


Что следует признать, в двадцатом веке борьба с противником, имеющим холодное оружие, уже не являлась такой насущной проблемой. По причине существенного сокращения распространённости, значимости этого типа оружия и даже некоторой его "маргинализации".
По хорошему счёту, значительная часть общества, для которой некогда холодное оружие было неотъемлемым атрибутом, отдалилась от него настолько, что как-то подутратило базовые знания о его возможностях. Но - приобрело некоторый повышенный страх перед ним, поскольку оно стало ассоциироваться с криминальщиной.


И вот возникает забавная ситуация.
Скажем, собираются полицейские (начальники) и решают: нам нужна программа физподготовки, включающая специальные приёмы для отбора ножей у бандосов. Нам это категорически необходимо.
Никто не задаётся первым резонным вопросом: нафига копу какие-то специальные приёмы рукопашной борьбы с ножевиками, когда у него есть гораздо более эффективное оружие, огнестрельное? Выхватил волын, наставил: "Нож на пол, сука!" Если не подчинился клиент - стреляй. Не рисковать же собой из-за какого-то отморозка? Собственно, так и происходят рутинные задержания всякой шушеры. Когда копу (менту) реально приходится драться в рукопашную против ножа - случаи редкие, случаи прискорбные (поскольку подразумевают чью-то оплошность) и зачастую, увы, трагичные для полицейских, несмотря на все замечательные приёмы по отбору ножа голыми руками.


Второй же вопрос - сейчас тем более почти никто не задаст, но его бы непременно задал, скажем, римский легионер.
"Нас хотят обучить, как голыми руками отобрать у преступника гладиус или пугио? Что за бред? Это слишком опасно!"
Он так скажет, потому что, в отличие от современных полицейских чиновников - привык держать в руках гладиус и пугио. И знает, как непросто и как рискованно пытаться вырвать эти милейшие предметы из крепких и компетентных лап.
А японский крестьянин, практикующий карате, его бы поддержал: "Какое там, нахуй, вырвать? Только время и силы терять! В голову ебашить надо! Чисто, копытом в рыло - и тогда, возможно, улыбнётся счастье".


Другая же группа граждан, утративших связь с холодным оружием и не желающая возобновить её через свои печёнки - современные буржуа (в широком смысле). Которые, вообще-то, чужды насилия, но желали бы уметь за себя постоять. Уметь отбиться от гопоты.
Для этой цели - они приходят во всякого рода додзё и говорят: "Вот мы тут хорошо живём, готовы поделиться нашим счастьем, если вы научите нас каким-нибудь таким козырным приёмчикам, чтоб если какой урод с ножом полезет - так ножик у него отобрать и в жопу засунуть. Уж вы-то, мастера карате, должны такие фишки знать, когда ваши героические предки безоружными на самураев ходили".
В некоторых местах, блюдущих традиции, им отвечают честно: "Наши предки - ебашили самураев копытом в рыло. Игнорируя их грозное оружие, поскольку это было возможно. Но целенаправленно отобрать - не пытались. Это не имело смысла. А имело смысл - жёстко работать над собой, изнурять упражнениями, делать себе гутаперчевую растяжку и ставить термоядерный удар".
Или - даже ничего такого не говорят, но ссылаются на традиции: "Мы учим тому-то и тому-то, а что сверх - это не к нам".


Не всех обывателей, разумеется, устраивают такие жертвы. Да это и правильно: если все посвятят себя совершенствованию боевых своих физических возможностей - то это Шаолинь какой-то будет, а не Западная Цивилизация.
Другое дело, что, на мой взгляд, обыватель в принципе должен был бы понимать: как ни крутись ты на татами, как ни бейся о макивари, - ну не конкурент ты парню, который родился в канаве, вырос на улице и к совершеннолетию имел три судимости за разбой. Вернее, во всём ты его превосходишь, но только - не в умении обращаться с ножом. Да тебе оно и не надо. Заведи себе Беретту, на которую у этого бомжа по-любому не хватит.


Но обывателей (некоторых) всё-таки коробит такая мысль. "Да почему ж я не могу-то сам стать крутым парнем, который ХОТЯ БЫ в состоянии будет отобрать нож у какого-нибудь героинового торчка, к совершеннолетию имевшего три судимости за разбой? И для этого правда нужно так много упражняться, как говорят эти олдскульщики? Да ладно, должно быть какое-то более разумное и взаимоприятное решение".


Да конечно, должно. Если ты, родное сердце, так хочешь - конечно, тебя просто осыплют взаимоприятными решениями, которые ты готов купить.


Что ж, всё в нашем мире меняется, всё развивается, и всё может обращаться в золото. И обывательские страхи, и преподавание боевых искусств (это я без какого-либо брюзжания говорю).
Поэтому, конечно, когда находятся желающие купить эффективность боевых систем, но поменьше мучиться с тренировками, - создаётся и соответствующий продукт.


"Да-да, чел, если ты хочешь, чтобы тебя не пырнул ножом этот гопник - мы тебе представим систему замечательных приёмчиков, такую гремучую смесь древних сакральных знаний и новейших научно обоснованных технологий, что ты, не сильно парясь, станешь сильнее этого гопника, даже если он с ножом, а ты - без".


Нет, конечно, мастера новых школ - не окончательно бессовестные люди, чтоб убеждать своих клиентов, будто им теперь вовсе море по колено будет. Ну, за редкими исключениями - не конченые они подонки.
Поэтому они честно предупреждают, что на самом деле, конечно, поножовщины следует избегать, потому что это слишком опасно и неразумно, и никто не может ни за что поручиться в таком стрёмном деле.


И я их ни в чём не обвиняю. Они удовлетворяют объективно возникшие потребности рынка, а значит - молодцы. Их деятельность всё же способствует росту физической культуры и улучшению физической формы клиентов, а это по-любому полезно для общества. Ей-богу, всё-таки приятнее видеть вокруг здоровых и богатых, чем бедных и больных. Даже если эти здоровые и богатые несколько наивны в том плане, что верят, будто бы освоенные в школах приёмчики помогут им отобрать нож у гопника (хотя у какого-то - и помогут).


Но всё же как раз в этой позиции - есть некая червоточина.
И поскольку никто так далеко не читает мой дурацкий здешний дневник - скажу правду.
Абсолютно все рекомендации приёмов по отбору ножа у плохишей, какие я видел, будь то российские "спецназовские" наработки, американские, канадские японские, филиппинские, тайские, и как бы израильской Крав Маги - всё это бред.


Нет, собственно приёмы там бывают проработаны добротно, но это бред - в плане общей целепостановки. По очень простой причине. Которую, причину, можно сформулировать так: "Если ты способен перехватить чью-то руку с ножом и отобрать его - значит, ты способен был сломить сопротивление данного субъекта гораздо менее опасными для тебя методами".


Подтверждая этот тезис, абсолютно все предлагаемые и афишируемые новыми школами приёмы отбора ножа у плохиша - созданы явно не для жизни сей, а лишь для демонстрации своих наработок в максимально благостном виде.


Но меня при этом неизбывно мучает вопрос: а как на практике должна решаться проблема со второй рукой агрессора? В этих рекламных видео разных школ (и буржуйских в том числе) - у него, агрессора, будто вовсе нет второй руки, о чём я уже говорил.


Но о чём забыл упомянуть в основном тексте этого поста: где-то в конце мая 1992 я лично убедился не только в наличии второй руки у чувака, которому пытаешься обезвредить первую, ножевую, но и - в возможности ВТОРОГО НОЖА в этой другой руке (что вовсе не так уж нереально).


Я тогда - едва увернулся. А сколько людей не увернулось, поверив обещаниям, что если захватил ножевую руку супостата, повис на ней бульдогом, то тебе уже ничего не грозит?


Конечно, и их вина, если в такое верят. Но всё-таки, нужно признать: это "ересь", будто бы имеет смысл отбирать какими-то "спецприёмами" оружие у оппонента, когда он ещё бодренький и дёргается и может выкинуть непредсказуемый фортель в любой момент.
Нет уж: сначала нейтрализуется носитель оружия - а потом уже подбирается собственно оружие из его обессилевших рук.
И даже в очень мелкой частной драке - лучше следовать этому правилу. Если на тебя полез кто-то с ножом - похуй нож. Проблема не в нём. Проблема в голове хозяина ножа. Поэтому, уйдя от выпада, берёшь это чудо за шкирку с "безоружной" стороны, поддёргиваешь, лишая стабилизации, и - ебашишь ему по голове, вгоняя туда ум. Раз, другой, третий... Но это мечты, конечно: вряд ли гопник сильно поумнеет всего от трёх ударов по голове, которые вгонят его в нокаут. Таких ударов понадобятся сотни, и наносит их жизнь. Да и то - далеко не все гопники умнеют даже к сорока.


Но это, впрочем, уже философия. А разговор о ножевой конкретике - продолжу в следующей записи. Благо, история со Светкой имела сегодня продолжение.



Другие статьи в литературном дневнике: