Зашёл намедни разговор о ЕГЭ.В связи со всеми этими забавными историями, про то, как ушлая школота и их друзья наёбывают систему через подставных студентов, через дистанционную связь с профессиональными решальщиками в социальных сетях, и т.п. Порой думается, что хотя бы ради этих лулзов - ЕГЭ стоило ввести. Да и тренировка изобретательности - полезная штука. Сам я никогда принципиально не пользовался шпорами или подсказками, вследствие интеллектуального снобизма, но тем, кто не обременён подобными комплексами - почему не отыскивать и не использовать лазейки? Самое же полезное, что чем больше эта система будет проваливаться, - тем ярче будет вырисовываться главная мысль: о необходимости приватизации высшего образования (а в идеале - и школьного, сверх базового). В конце концов, в высшем образовании нет ровным счётом ничего такого, что бы требовало государственного участия на деньги налогоплательщиков. Только лишь та мысль, будто бы в уважающей себя стране высшее образование должно быть доступным и непременно массовым? Это один из самых нелепых предрассудков двадцатого века. Который имеет единственное следствие: образования огромной прослойки людей, кое-как получивших кое-какое образование нахаляву, и теперь по этой причине психологически негодных для общественно полезной, но "непрестижной" работы. Ну и другое следствие - разбазаривание огромных денег налогоплательщиков на воспроизводство этой прослойки. Спору нет, образованные люди нужны не только государству, но и обществу в целом. Однако маразм - определять потребности в образовании соображениями "национального престижа". То есть, это может быть делом престижа/пиара какого-то частного мецената, спонсирующего университеты, но государство - просто не имеет права тратить бюджетные деньги на что-либо, лежащее вне выполнения собственно государственных функций (безопасность). Я мог бы много написать про своё отношение к тому, как вузы Запада превращаются при таком подходе в рассадники левацкого мракобесья, где розоватые профессора науськивают халявщиков-студентов против тех, с чьей руки кормится вся эта шобла (что, вообще говоря, самоубийственно для Цивилизации), но скажу одно: мы можем быть рациональнее и моральнее. Мы можем и должны принять за факт, что, когда не по любви, то за всё в этом мире надо платить, бейби. Никто не обязан оказывать услуги чужим людям за просто так. Образование - услуга, и довольно затратная, значит - за неё тоже надо платить. Если хочешь её получить, но не можешь заплатить сам, здесь и сейчас, - есть масса вариантов, начиная от кредита (который нужно будет отдать) или "контрактации" у работодателя (будь то и государство) и кончая грантами от благотворительного сообщества в пользу невзъебенных гениев, если ты - невзъебенный гений. Да что там: любой вуз, в целом работающий на коммерческой основе, будет рад выпестовать у себя реального гения за свой счёт, чтобы поднять свою марку и лучше продавать свои услуги в дальнейшем. Ну и при таком подходе каждый покупатель специалистов сам будет решать, с какими вузами ему связываться и по каким критериям, а каждый вуз сам будет решать, как ему быть со студентами. То ли всем желающим за бабки шлёпать дипломы, то ли - гарантировать покупателям качество. И требования к абитуриентам - тоже сам будет устанавливать. ЕГЭ? Говорят, оно не нужно, ибо оно вовсе никак не раскрывает реальных знаний и потенциала личности. А школьный аттестат, извините, их раскрывает? Какая, казалось бы, разница вузу: учился ли человек в школе вовсе или дома книжки читал? Вот когда ко мне приходят ребята на собеседование - мне в принципе похуй, где человек учился и каким дипломом осенён. Не, ну на такие бренды как МГУ, МГИМО, Бауманка или 22-я бригада СпН (соответственно профилю соискателя) - обращаешь внимание, конечно. То есть, сам факт, что человек туда попал и прошёл до конца - это плюс. Но по-любому всё решается в ходе живого интервью. Тесты тоже есть, но ПЕРЕД тем, как предложить их заполнить, - ненавязчиво устанавливаешь, имеет ли вовсе смысл тратить на них время, моё и соискателя. Подобным же манером, думается, должен действовать и чел, принимающий экзамены в вузе. В принципе, можно, наверное, как-то мотивировать его, увязав его премиальные с дальнейшей карьерой тех, кого он пропустил или отверг. Нужно ли как-то унифицировать эти вузовские тесты и вообще вузовское обучение сообразно принятому научному знанию? Кто-то, конечно, может проповедовать, что наибольшую власть над материей разум получает, если совершает какие-то заклинания. Но практика показывает иное. Что рациональное, логическое постижение этого мира (что называется "научным подходом") - даёт лучшие практические результаты. И буржуазные бабки (как воплощение воли общества), когда им дана свобода движения, всё больше идут за наукой, а не за мистикой. Именно поэтому в мистику вкладываются жалкие десятки миллионов баксов ("схожу к гадалке, получу добро на сделку"), а в научные исследования - сотни миллиардов ("наш R&D должен сделать принципиально новый мобильный телефон, или нас выебут акционеры"). И это делается частными компаниями, так или иначе. Вообще, очень смешно, что развитие науки в Новое Время связывают с волей государей. Ну да, они были всю дорогу дремучи и мистически ориентированы, а тут - вдруг прозрели. Нет, если кратко, заслуга европейских правителей (Елизаветы Великой, прежде всего) - в том, что они, отчаянно конкурируя между собой, вынуждены были дать волю буржуазии. Которая могла быть весьма необразованна, но зато - практична. А потому - стремилась опробовать все способы, чтобы выяснить, какие из них приносят наибольшую прибыль (безо всякой духовности, безо всякой мистики). Выяснилось, что - наука рулит. Ну тут, собственно, она в гору и попёрла. Неизменно думаю: в принципе, ведь, уже были предпосылки для технической революции в Древнем Риме. Вот ещё немножко - и они бы додумались до плавки стали. А это - такой ворох хвороста в костёр Цивилизации, что уже хрен загасишь. Но вот проблема римлян была в том, что они слишком быстро лишились конкурентов (Парфия - не в счёт, на самом деле). И потому, стремясь к стабилизации вместо развития, разменяла свои научные достижения - на пресловутую "духовность". Тут ведь дело не в Христианстве, что именно оно стало тоталитарной религией грядущего убожества, а в том, что Рим деградировал до ПОТРЕБНОСТИ в принятии такой религии. Сейчас, правда, хочу надеяться, пламя Цивилизации разгорелось слишком сильно, чтобы его можно было потушить какими-то бредовыми догматами (и не говорите, что государство - гарант против них). Это пламя - подпитывается мильонами хворостинок, которые кидают в общий костёр мильоны людей. Которые знают, что делают и зачем делают: кто-то рыбу на том костре коптит, кто-то паровую энергостанцию на нём утверждает. С тем, чтобы продать рыбу или электричество. И получить прибыль. И потому - они знают, зачем им этот костёр. И ищут хворост для него. Но главное - никогда не пускать к этому костру халявщиков, которые бы требовали большего грева для себя, вообще никак не способствуют горению костра. © Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|