Зашёл намедни разговор о ЕГЭ.

Артем Ферье: литературный дневник

В связи со всеми этими забавными историями, про то, как ушлая школота и их друзья наёбывают систему через подставных студентов, через дистанционную связь с профессиональными решальщиками в социальных сетях, и т.п.
Да, каждый год - одно и то же. Но всякий раз - весело.


Порой думается, что хотя бы ради этих лулзов - ЕГЭ стоило ввести. Да и тренировка изобретательности - полезная штука. Сам я никогда принципиально не пользовался шпорами или подсказками, вследствие интеллектуального снобизма, но тем, кто не обременён подобными комплексами - почему не отыскивать и не использовать лазейки?


Самое же полезное, что чем больше эта система будет проваливаться, - тем ярче будет вырисовываться главная мысль: о необходимости приватизации высшего образования (а в идеале - и школьного, сверх базового).


В конце концов, в высшем образовании нет ровным счётом ничего такого, что бы требовало государственного участия на деньги налогоплательщиков.
Да, конечно, государству нужны хорошо подготовленные специалисты. Но это вовсе не означает, что государству следует громоздить и поддерживать всю систему их подготовки, да ещё и контролировать её в мелочах. Зачем? Достаточно разместить заказ и принимать товар на выходе. Как это делают бизнес-структуры, покупая выпускников прямо на выпускном балу или же изначально кредитуя их обучение с соответствующими обязательствами. Кто мешает государству вести себя столь же простым и эффективным образом?


Только лишь та мысль, будто бы в уважающей себя стране высшее образование должно быть доступным и непременно массовым? Это один из самых нелепых предрассудков двадцатого века. Который имеет единственное следствие: образования огромной прослойки людей, кое-как получивших кое-какое образование нахаляву, и теперь по этой причине психологически негодных для общественно полезной, но "непрестижной" работы. Ну и другое следствие - разбазаривание огромных денег налогоплательщиков на воспроизводство этой прослойки.


Спору нет, образованные люди нужны не только государству, но и обществу в целом. Однако маразм - определять потребности в образовании соображениями "национального престижа". То есть, это может быть делом престижа/пиара какого-то частного мецената, спонсирующего университеты, но государство - просто не имеет права тратить бюджетные деньги на что-либо, лежащее вне выполнения собственно государственных функций (безопасность).


Я мог бы много написать про своё отношение к тому, как вузы Запада превращаются при таком подходе в рассадники левацкого мракобесья, где розоватые профессора науськивают халявщиков-студентов против тех, с чьей руки кормится вся эта шобла (что, вообще говоря, самоубийственно для Цивилизации), но скажу одно: мы можем быть рациональнее и моральнее.


Мы можем и должны принять за факт, что, когда не по любви, то за всё в этом мире надо платить, бейби. Никто не обязан оказывать услуги чужим людям за просто так. Образование - услуга, и довольно затратная, значит - за неё тоже надо платить. Если хочешь её получить, но не можешь заплатить сам, здесь и сейчас, - есть масса вариантов, начиная от кредита (который нужно будет отдать) или "контрактации" у работодателя (будь то и государство) и кончая грантами от благотворительного сообщества в пользу невзъебенных гениев, если ты - невзъебенный гений. Да что там: любой вуз, в целом работающий на коммерческой основе, будет рад выпестовать у себя реального гения за свой счёт, чтобы поднять свою марку и лучше продавать свои услуги в дальнейшем.


Ну и при таком подходе каждый покупатель специалистов сам будет решать, с какими вузами ему связываться и по каким критериям, а каждый вуз сам будет решать, как ему быть со студентами. То ли всем желающим за бабки шлёпать дипломы, то ли - гарантировать покупателям качество. И требования к абитуриентам - тоже сам будет устанавливать.


ЕГЭ? Говорят, оно не нужно, ибо оно вовсе никак не раскрывает реальных знаний и потенциала личности. А школьный аттестат, извините, их раскрывает? Какая, казалось бы, разница вузу: учился ли человек в школе вовсе или дома книжки читал?


Вот когда ко мне приходят ребята на собеседование - мне в принципе похуй, где человек учился и каким дипломом осенён. Не, ну на такие бренды как МГУ, МГИМО, Бауманка или 22-я бригада СпН (соответственно профилю соискателя) - обращаешь внимание, конечно. То есть, сам факт, что человек туда попал и прошёл до конца - это плюс.


Но по-любому всё решается в ходе живого интервью. Тесты тоже есть, но ПЕРЕД тем, как предложить их заполнить, - ненавязчиво устанавливаешь, имеет ли вовсе смысл тратить на них время, моё и соискателя.


Подобным же манером, думается, должен действовать и чел, принимающий экзамены в вузе. В принципе, можно, наверное, как-то мотивировать его, увязав его премиальные с дальнейшей карьерой тех, кого он пропустил или отверг.


Нужно ли как-то унифицировать эти вузовские тесты и вообще вузовское обучение сообразно принятому научному знанию?
А нафига?
Окей, какой-то вуз возьмётся оценивать искушённость абитуриентов в чёрной магии и учить далее тому же. Замечательно. Его выпускники найдут себя там, где ценятся подобные знания. Но не более того.
А так, вообще-то, в современном мире ценятся знания и умения, которые способствуют, так-скать, приумножению власти разума над материей. С целью повышения нашего комфорта и рубки бабосов теми, кто наиболее в сём преуспеет.


Кто-то, конечно, может проповедовать, что наибольшую власть над материей разум получает, если совершает какие-то заклинания. Но практика показывает иное. Что рациональное, логическое постижение этого мира (что называется "научным подходом") - даёт лучшие практические результаты. И буржуазные бабки (как воплощение воли общества), когда им дана свобода движения, всё больше идут за наукой, а не за мистикой.


Именно поэтому в мистику вкладываются жалкие десятки миллионов баксов ("схожу к гадалке, получу добро на сделку"), а в научные исследования - сотни миллиардов ("наш R&D должен сделать принципиально новый мобильный телефон, или нас выебут акционеры"). И это делается частными компаниями, так или иначе.


Вообще, очень смешно, что развитие науки в Новое Время связывают с волей государей. Ну да, они были всю дорогу дремучи и мистически ориентированы, а тут - вдруг прозрели.


Нет, если кратко, заслуга европейских правителей (Елизаветы Великой, прежде всего) - в том, что они, отчаянно конкурируя между собой, вынуждены были дать волю буржуазии. Которая могла быть весьма необразованна, но зато - практична. А потому - стремилась опробовать все способы, чтобы выяснить, какие из них приносят наибольшую прибыль (безо всякой духовности, безо всякой мистики). Выяснилось, что - наука рулит. Ну тут, собственно, она в гору и попёрла.


Неизменно думаю: в принципе, ведь, уже были предпосылки для технической революции в Древнем Риме. Вот ещё немножко - и они бы додумались до плавки стали. А это - такой ворох хвороста в костёр Цивилизации, что уже хрен загасишь.


Но вот проблема римлян была в том, что они слишком быстро лишились конкурентов (Парфия - не в счёт, на самом деле). И потому, стремясь к стабилизации вместо развития, разменяла свои научные достижения - на пресловутую "духовность". Тут ведь дело не в Христианстве, что именно оно стало тоталитарной религией грядущего убожества, а в том, что Рим деградировал до ПОТРЕБНОСТИ в принятии такой религии.


Сейчас, правда, хочу надеяться, пламя Цивилизации разгорелось слишком сильно, чтобы его можно было потушить какими-то бредовыми догматами (и не говорите, что государство - гарант против них). Это пламя - подпитывается мильонами хворостинок, которые кидают в общий костёр мильоны людей. Которые знают, что делают и зачем делают: кто-то рыбу на том костре коптит, кто-то паровую энергостанцию на нём утверждает. С тем, чтобы продать рыбу или электричество. И получить прибыль. И потому - они знают, зачем им этот костёр. И ищут хворост для него.


Но главное - никогда не пускать к этому костру халявщиков, которые бы требовали большего грева для себя, вообще никак не способствуют горению костра.



Другие статьи в литературном дневнике: