Раскольников попытка преступить

Алик Абдурахманов: литературный дневник

Раскольников похож на Кириллова («Бесы»), стремление сделать что-то совершенно из ряда вон, убить или покончить с собой. Перейти значительную черту. Это не обязательно преступление, первая поездка на мотоцикле, когда не надо крутить педали – переход важного рубежа. Нечто совершенно иное, равно как и секс переводит человека в иную область, недостижимую никакими самыми смелыми ласками. Отсюда стремление малолеток к авто/мото? Оторваться от земли на самолете, пусть даже для самого ничтожного и бессмысленного полета вокруг аэродрома – пересечение еще одной границы. Нечто совершенно другое, никак недостижимое на земле даже в десяти Роллс-Ройсах. Для некоторых таким скачком могут быть лейтенантские звездочки или – знакомая история – ученая степень.




Транспорт и секс: классический пример фрейдистского сна – пистолет, не реагирующий на спуск и вяло изгибающийся ствол. Для тех кто далек от оружия, может быть тяжелый мотоцикл, инертный, холодный, заваливающийся на бок – хочешь, крути педали (их нет), хочешь – переступай по земле ногами, изображай поездку.





Лизавета, постоянно беременная. Непонятно. Если бы она была постоянно пьяной или непричесанной, все ясно. А так – где дети? Никогда не торговалась, всегда назначала последнюю цену. Может быть. А может, дворянин Достоевский слабо знаком со спецификой торговли на толкучке? Тем более за 20 лет до открытия первых универмагов с действительно фиксированной ценой. С другой стороны, практика нравилась, имела обширную клиентуру. (На нумизматическом базаре дилер на попытку сбить цену отвечает: «Да, действительно очень дорого. Иначе оставил бы для собственной коллекции». После такого торговаться дальше трудно).




Общество в «Бесах»: просто питательные бульон, где всякая дрянь легко размножается. Никакого сопротивления, все вскормит, хоть коммунистов, хоть пидоров, хоть любых фанатиков. В «Преступлении...» скорее что-то едкое? Власти как раз показаны в розовом свете, от Порфирия и до усача-городового.




«Бесы» : Степан Трофимович в центре. Все главные лица либо его несчастные ученики, либо сын. Он корень зла – шаг вперед, и вот Петруша. Шаг вбок, вот вам Ставрогин, Лиза, Он либерал? Нет, просто болтун, лентяй, позер, картежник. Ладно, Варвара Петровна, предположительно сильная женщина. Тоже ни туда, ни сюда. Если он такой рохля, могла бы взять инициативу в свои руки. Или в шею его. Нет, содержит беднягу для того, чтобы закатывать ему сцены.





Другие статьи в литературном дневнике: