Mieszanka firmowa

Алик Абдурахманов: литературный дневник

У Бабеля еврейские гангстеры в Одессе убивают и грабят, но так мило, по-домашнему. Потом появляется ЧК, вызывает главного легендарного гангстера и расстреливает. Не за что-то определенное, никакого суда, просто «такие люди будут не нужны при социализме».



У Фазиля Искандера та же история, абреки да и крестьяне грабят и стреляют, но так наивно, мило, все на лоне природы. Появляется ЧК и дальше как в Одессе. Насилие поставлено на твердый идейный фундамент, индустриально организовано. Другие правила игры. Бабель (автор) почти соучастник; Фазиль вроде бы христианскую позицию занимает, но это не христианство.




Невозможность сказать что-то новое о весне, не о почках, не о грачах и не о любовном томлении. Свое. Пусть первые мотоциклисты на дороге и блеск спиц; зимние трещины на бетоне; сходит снег и появляются во множестве забытые перчатки. Слабо, слабо!




Блатная песня «Есть в саду ресторанчик фартовый». Когда дело доходило до «и пошла Лелька пьяной походкой, сжав револьвер дрожащей рукой», она неизменно говорила: «Кто же ее пьющую в ЧК держит?» Отличная песня, одна из очень немногих, «По шпалам», «Ванинский порт», «Когда с тобой мы встретились», еще две-три. Остальное на уровне советской эстрады и ниже.






Другие статьи в литературном дневнике: