Грегор Замза, Ставрогин

Алик Абдурахманов: литературный дневник

Кафка «Превращение» - я понимаю. Это мир, по-прежнему логически непротиворечивый, но в котором что-то серьезное изменено. Комми Грегор Замза стал жуком. Набоков говорил, что у Грегора все же был выход – улететь. Не все жуки летают, например жужелицы точно нет, Набоков знал это лучше меня. А вот у Гумберта из «Лолиты» действительно был выход. Когда попал в дурку, надо было не морочить врачей, а все рассказать начистую. Ладно, суть в том, что Грегор Замза приемлем и на своем месте.


Ставрогин в «Бесах» - нет. Он не нарушает законов природы, как Грегор Замза, он недостоверен. Был задумчивый мальчик, вдруг оказался невероятным силачом. Как? Перетрахал всех героинь, я завидую – красавец, демон, смельчак. Плюс философ. Какая-то мешанина, вроде Алла Пугачева не только певица, но и шеф Генштаба, чемпион мира по боксу и Нобелевский лауреат по химии. Недостоверно. Ставрогин, казалось бы, главный герой или один из главных, как по мне, то и вовсе не нужен. Мальчик 13 лет себя таким может воображать, загадочным роковым красавцем, Нет, дайте нам Петрушу или Степана Трофимовича, хоть он Варвару за 20 лет так и не умудрился в койку затащить. Вот она и бесилась.


Достоевский в жизни и в письмах был (говорят, не проверял) тупой националист и жестко верующий. Не знаю, мне безразлично. Я не читаю писем. «Преступление и наказание» удивительно точно сбалансировано, осмеяно западное влияние, но и православие показано беспощадно и честно. Соня – христианский идеал? В христианской мифологии она бы восторжествовала, в жизни (и у Достоевского) подверглась поруганию бессмысленно и пытается спасти Родиона за деньги Свидригайлова, почти дьявола. Добилась не большего, чем Лужин и Лебезятников.







Другие статьи в литературном дневнике: