***

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Так называемые "святые места" давно превратились в доходные места. Об этом снова подумалось после прочтения путеводителя израильского автора Юрия Полторака "Вокруг моря Галилейского. Тверия".
Тверия - один из четырех священных городов Израиля (наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевроном). В нем и вокруг него много знаковых мест, как иудейской, так и христианской религии. Могилы известных иудейских ученых и мудрецов-раввинов можно увидеть в разных частях города, причем, не все захоронения подтверждены документально, а просто "сопровождаются" легендами и предположениями.
Но это не мешает ездить на поклонение к этим местам различным группам верующих иудеев, и, естественно, покупать разную атрибутику, которую предлагают предприимчивые люди, делающие на этом свой "маленький бизнес".
"Христианский" бизнес, вероятно, еще более обширный, что неудивительно:вокруг Тверии и Галилейского моря много мест, связанных с деятельностью Иисуса Христа. И здесь, как и в случае с иудейскими святыми местами, тоже далеко не все однозначно. Многие рассказы о них основаны в лучшем случае на косвенных свидетельствах, но чаще всего на предположениях, догадках или распоряжениях какого-то высшего священнослужителя, или просто инициативе именитых верующих.
Возникла масса церквей и монастырей различного толка, где не только служат, но проводят платные экскурсии, и, разумеется, продают всякую атрибутику, связанную с Христом, Матерью Божьей, Апостолами.
Интересно, как бы оценил всю эту деятельность сам Христос, доведись Ему вновь спуститься на землю и увидеть всё это? Думается, ему это вряд ли бы понравилось, достаточно вспомнить как он изгнал из Храма менял, будучи возмущен тем, что в святом месте занимаются коммерцией.
Кстати, и иудейская, и христианская религии считают, что они избавились от язычества. Но разве поклонение могилам или святым мощам, или частям одежды, якобы сохранившихся от святого ( святой),- не есть его проявление?
Впрочем, у мусульман мы наблюдаем то же самое. А в последний раз в Чечню, например, привезли волос пророка. Как могут части одежды и уж тем более волос, сохраняться веками?
Между тем, нельзя не признать, что для верующих вся эта атрибутика имеет огромное значение. И дело не в ней самой, а в той вере, которые они имеют.



Другие статьи в литературном дневнике: