Разочаровавший герой

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Российские и западные СМИ, а также правозащитники всех мастей испытывают явное разочарование в своем недавнем любимце Ходорковском. В течение многих лет они столь рьяно делали из него политического диссидента и оппонента Путина, что, как минимум, надеялись на его ответную благодарность после выхода из тюрьмы, которая должна была проявиться в критике режима Путина и заявлении о продолжении борьбы с ним.
Ничего этого не случилось. Ходорковский мило улыбался, благодарил за поддержку, дипломатично отвечал на вопросы, давал взвешенные интервью,-и практически никакой критики в адрес сегодняшней России и ее руководства!
Ну как тут не пролить слезу по этому поводу? Старинная (во всех смыслах ) дама Алексеева уже ждала, что Ходорковский присоединится к ее правозащитному движению (такая видная фигура!), депутаты Госдумы Гудков и Пономорев уже предвкушали, как будут пиариться, продвигая Ходорковского на должность уполномоченного по правам человека, и даже две известные "деятельницы" Толоконникова и Алехина заявили о своем желание работать вместе с Ходорковским на ниве борьбы за права человека.
Ходорковский же и "от бабушки ушел, и от "дедушки"... Вдруг исчез объект, вокруг которого пиарились и зарабатывали на хлеб с маслом и на повышение своего рейтинга десятки журналистов. И критиковать его не с руки,- сами же столько лет хвалу расточали,- и обиду трудно скрыть.
И вот французский журналист Леви пытается разобраться, почему Буковский и Сахаров после освобождения не боялись давать интервью и критиковать советскую власть, а Ходорковский как бы боится, во всяком случае, не критикует режим Путина.
Внятного ответа у него нет, кроме того, что Ходорковский, видимо, лучше понимает происходящее в России.
Разумеется, лучше, и уж он-то сам прекрасно понимает, что никакой он не политический диссидент, и никогда им не не был. И сравнивать его с Буковским и Сахаровым просто смешно:француз просто живет категориями прошлого, как, впрочем, и большинство западных журналистов.
Впрочем, западным простительно. Не простительно российским,- тем из них, кто постоянно смотрится в кривое зеркало. Естественно, что и картины, которые они там видят, искажены до неузнаваемости.
Что касается правозащитного движения, то и здесь ситуация не лучше. Если уж Толоконникова с Алехиной объявляют себя правозащитниками, а Алексеева обещает работать вместе с ними, то это лучше всего характеризует уровень этого правозащитного движения.
Хорош был бы Ходорковский, влившись в эту кампанию!



Другие статьи в литературном дневнике: