Иллюзорные надежды

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Если почитать хоть часть того, что наговорили, написали и напророчили за последние годы белорусские политологи и оппозиционеры, в стране уже давно всё должно было быть по-другому. Режим Лукашенко долго не продержится... Россия перестала поддерживать Лукашенко... Рейтинг Лукашенко падает...
Экономическая политика Лукашенко ведет страну к краху... Россия больше не даст кредит Лукашенко...
Особое внимание уделяются отношениям Путина и Лукашенко. То Путин терпеть не может белорусского президента, то белорусский президент взбрыкивает против Путина.
России уделяют столь большое внимание потому, что у двух стран близкие отношения. И часть оппозиционных политиков и политологов бесконечно упражняются на этой теме, то надеясь на то, что Путин "прижмет" Лукашенко, то ругая его за то, что он этого не делает. А часть из них специализируется на постоянной критике России за то, что она "захватывает" белорусские предприятия и хочет все скупить в Беларуси.
Что касается отношения к Европе, то в целом оно подобострастное. Не будешь же покусывать руку, которая кормит тебя. Правда, порою проявляется и недовольство ею:слишком либеральничает с режимом Лукашенко, надо ужесточить санкции против него и белорусских чиновников высокого ранга.
И так продолжается из года в год:прогнозы, надежды и советы.
Вот и теперь, с наступлением нового года, опять полились они на оппозиционных сайтах, и один из оппозиционеров, Андрей Санников, утверждает, что изменения уже произошли, хотя бы потому, что народные восстания не забываются.
Народным восстанием он теперь называет события декабря 2010 года, когда оппозиционные лидеры после подведения итогов президентских выборов призвали людей идти к Дому правительства и протестовать против их фальсификации.
Милиция жестоко разогнала участников несанкционированного шествия, а оппозиционных лидеров посадили в тюрьму, в том числе и Санникова.
Через полтора года он вышел оттуда, попросив помилования у Лукашенко, и эмигрировал в Великобританию, получив там политическое убежище.
За границей оказались почти все его соратники, откуда они теперь и делают прогнозы о будущем Беларуси, впрочем, мало отличающиеся от тех, которые они делали, живя дома. Просто теперь они решили задним числом повысить статус произошедшего в 2010 году, а заодно и свой, пытаясь поставить чуть ли не знак равенства между "своими" событиями и киевским Евромайданом.
О том же говорят и оппозиционеры, живущие в Беларуси.
Надо ли удивляться тому, что в Беларуси ничего не происходит, как не пыжатся доказать это оппоненты власти:она по-прежнему крепка, ведь от чьей-то пафосной болтовни ничего не меняется. А усилия лидеров оппозиции направлены лишь на то, чтобы поднять свой мизерный рейтинг.
Например, Санников постоянно представляется как бывший замминистра иностранных дел Беларуси. Был он им -и то в течение лишь года -двадцать лет назад! И если за целых двадцать лет он ничем другим не смог выделиться, то какой он политик?
Да, в 2010 году он был кандидатом в президенты, но, опять же, вовсю эксплуатировал это "звание" -бывший заместитель министра. Правда, он еще и "лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь" , но каковы ее успехи, неизвестно.
Кстати, долгое время одним из любимых напевов оппозиции было утверждение, что народ вот-вот подымется, но поскольку этого не происходит, тактику сменили:народ запуган, он накапливает внутренние силы для борьбы с режимом.
Иногда сквозит и разочарование этим народом:белорусы умеют приспособиться к любым обстоятельствам, выжить в любых условиях, поэтому и не бунтуют.
Посмотреть на себя оппозиционеры не умеют, и всё ждут, что кто-то принесет им желанную власть на блюдечке.
Естественно, никто не приносит и не принесет. Но они все еще надеются.
Говорят, надежды юношей питают. Но большинство оппозиционных лидеров люди "с бородой". То есть, "деды", ровесники Лукашенко. У власти им никогда не быть. Но продолжают тешить себя иллюзорными надеждами. А чем еще они способны заниматься?



Другие статьи в литературном дневнике: