Под чужим крылом

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прошлым живут люди, которые некогда будучи по-своему известными, не стали совершенствоваться ни творчески, ни духовно. Что, впрочем, взаимосвязано. Но себя они не бичуют за упущенные возможности, а исключительно ругают других, кто, по их мнению, не ценит их и не нуждается в их прошлом опыте.
Как-то я наткнулась в Интернете на имя и фамилию, идентичные имени и фамилии одного моего коллеги из прошлой жизни. И когда я прочла, в какой газете он когда-то работал, поняла, что это он.
Однако было и нечто, что меня смущало. На исходе перестройки он вдруг объявил, что уезжает с семьей в США. А в биографической заметке говорилось о нем как о режиссере, снявшего фильм о каком-то юном герое или героине(я уж точно не помню), кажется, на Одесской киностудии.
Тема фильма вполне была в духе моего бывшего коллеги:он всю жизнь занимался пионерскими зарницами, патриотическими слетами и соревнованиями, насыпанием курганов славы. Но если он уехал в США, то как это вяжется с недавно испеченным фильмом?
Мне все-таки удалось разыскать бывшего коллегу. По его словам, поначалу в США уехала семья, а он присоединился к ней позже, потому что учился в... Академии общественных наук при ЦК КПСС. Потом работал корреспондентом за границей, заменяя уходящих в отпуск сотрудников(правда, ни одно издание и ни одну страну не назвал).
А в США работал на телевидении и в газете, которую курировал... Березовский. А потом его то ли уволили, то ли сократили.
Я до сих пор нет-нет да и пытаюсь осмыслить эту странную информацию. Даже в годы перестройки рядового журналиста из Минска и тем более еврея не взяли бы в Академию. А бывший коллега уточнил, что их была там целая группа.
Про фильм он вообще промолчал. И у меня сложилось невольное мнение, что его вовсе не там и не для творческой работы готовили.
И я вспомнила, что в годы нашей совместной работы в редакции он, бывало, исчезал на длительное время и за пределы республики, а такие командировки молодежной газете были не под силу финансово и по ее статусу.
И вот, оказавшись в конце концов не у дел, мой бывший коллега до сих пор не может успокоиться. Его опусы можно встретить на некоторых русскоязычных сайтах, и все они полны злобы и желчи. И против кого?...Путина. Это, чтобы оценили его "смелость".
И столь же ожесточенно он обрушивается на членов американской русскоязычной общины. Бездари вещают по русскоязычному радио. Проходимцы захватили лидирующие места в общине. Лизоблюды прогибаются перед российским посольством...
И при этом он без конца вспоминает свой опыт времен работы в молодежной газете, кичится, с какими важными творческими людьми встречался,- одним словом, постоянно как бы подчеркивая, какой он ценный, но так до конца и не оцененный кадр.
Это уже превратилось не просто в навязчивую идею, но - в болезнь, которая неизлечима. Казалось бы, чем изводиться желчью, возьми и почитай лучше что-нибудь стоящее, перестань постоянно вспоминать о том, каким ты был "рысаком", но, видимо, вспоминать-то особенно нечего. А если есть что, то нельзя об этом говорить вслух, чтобы на тебя вообще не посмотрели по-иному все твои знакомые.
Поскольку он постоянно писал на патриотические темы, а в советское время это были темы чуть ли не номер один, то имя его в республике было достаточно известно. И, оставшись не у дел, он теперь ностальгирует по ним, написав как-то, что его читатель остался там, в советском прошлом.
В чем-то его можно даже пожалеть:неужто он думал, что всю жизнь проживет под чужим крылом, без работы над собой, без духовного обновления и обогащения?
Впрочем, и более молодые журналисты, пойдя по "чужому" пути, в конечном итоге оказываются в проигрыше. В свое время Павел Шеремет, благодаря "дружбе" с Березовским, стал и "тюремным героем" (якобы за попытку перехода белорусско-литовской границы), за которого боролся "сам" Ельцин, и ведущим программы ОРТ.
О нем много писали, в том числе и на Западе, брали многочисленные интервью, давали премии.
Заняться собой, чтобы расти творчески, Шеремету было некогда. А, может, и не хотелось, ведь и так все было прекрасно.
Но все прекратилось с падением Березовского. С телевидения пришлось уйти, перейти в газетно-журнальные издания. Но это уже не та известность и не те деньги.
Шеремет переквалифицировался в эксперта по Беларуси, поскольку родом отсюда, и он стал давать оценки происходящему в ней. Но, как правило, они далеко от жизни, поскольку Шеремет давно живет в Москве.
Он создал сайт "Белорусский партизан", долго ныл здесь же, что ему это надоело, никто не помогает, не дают денег.
В последние года два он уже не жалуется на безденежье:видимо, дал кто-то, это видно и по обновленному сайту.
Но Шеремету, естественно, хочется большего:тех денег, и той славы, что была у него когда-то. Судя по всему, в России у него нет особых перспектив, и он устремил свои взоры на Украину, признавшись в одном интервью, что в последнее время проводит там довольно много времени.
Как-то ему удалось устроиться на каком-то мелком телеканале, но вскоре его передали другому хозяину, а сотрудников уволили, в том числе и Шеремета.
Поиски себя бывают разные, у Шеремета, похожи, они направлены на то, чтобы удачно устроиться. А что же в творческом плане? Месяца за три до Нового года Шеремет объявил на сайте "Белорусский партизан" набор в "школу журналистики Павла Шеремета". Желающие должны были прислать на сайт свои заявления о приеме в "школу", а потом раз в неделю Шеремет разбирал бы их работы и давал советы, как писать.
Объявление о "школе" первый месяц появлялось чуть ли не ежедневно, потом все реже, потом и вовсе исчезло. Наступил новый год, а о "школе" - ни духу, ни слуху. Видимо, желающие не нашлись. Шеремет сделал ставку на свое имя. А о чем оно говорит нынешней молодежи? Ни о чем.
Что касается его журналистского мастерства, то с ним можно ознакомиться, прочтя его публикации на том же "Белорусском партизане". Увы, они весьма банальны и изюминками не блещут.
Под чужим крылом, может, и удобно сидеть, но полететь не сможешь, даже если когда-то был готов к полету.



Другие статьи в литературном дневнике: