Белая книга

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Во время поездки на церемонию прощания с Нельсоном Манделой спикер Кнессета Юлий Эдельштейн передал премьер-министру Великобритании Кэмерону приглашение посетить Израиль. Кэмерон приглашение принял и сказал, что готов выступить в израильском парламенте.
В Кнессете во время своего визита в Израиль выступал президент Франции Олланд, причем, сначала согласился выступить, потом отказался, а когда Эдельштейн выразил свое возмущение по этому поводу, вновь передумал и все-таки выступил.
Кэмерон наверняка был в курсе этой ситуации, поэтому во избежание всяких недомолвок сразу высказался "за".
Очевидно, его выступление будет представлять больший интерес, чем Олланда, и для этого есть веские основания,- отношения еврейских организаций Палестины с Великобританией в разные исторические периоды двадцатого века были весьма неоднозначными и сложными. Они то давали надежду на дружбу и взаимопонимание, то резко ухудшались.
Так, 2 ноября 1917 года Великобританией была принята "Декларация Бальфура",- как назвали письмо министра иностранных дел Бальфура лорду Ротшильду для передачи Сионистской организации страны. В нем, уже в первых строках, говорилось о том, что правительство Великобритании "с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижения этой цели".
Но вскоре, после завершения Первой мировой войны, усилия Великобритании, получившей вожделенный мандат над Палестиной, вероятно, не без помощи влиятельных еврейских организаций, оказались направлены совершенно в обратном направлении,- чтобы не допустить "излишнего" притока евреев в Палестину.
Дважды, в 1922 и 1930 годах, она публиковала так называемые "Белые книги", где жестко устанавливались квоты на въезд в Палестину еврейских иммигрантов.
Более того, британская администрация Палестины не скрывала своей симпатии к арабам и чаще всего, когда возникали конфликты между ними и евреями, становилась на их сторону.
Тем самым британцы хотели показать режимам других арабских стран, с кем они предпочитают иметь дело, и подход этот был сугубо корыстный и меркантильный:нефть.
Несмотря на такую недружественную позицию британцев, во время Второй мировой войны евреи Палестины и других стран стали солдатами британской армии и пошли воевать с фашистами.
Казалось, уж после этого британцы по-ному посмотрят на "еврейскую проблему" и вспомнят о Декларации Бальфура. Ничуть не бывало! После победы над фашизмом они вновь установили квоты для въезда в Палестину, и даже для тех, кто чудом остался жив в фашистских лагерях смерти.
Французский писатель Жак Держи рассказал в книге "История Исхода" прямо-таки леденящую сердце историю, как это происходило с крупной партией бывших узников немецких лагерей, чей корабль британцы силой завернули уже у берегов Хайфы и отправили обратно... в Германию, соорудив там для полторы тысячи беженцев лагеря с вышками и собаками.
Всё это происходило в 1947 году, когда британцы надеялись удержать свой мандат над Палестиной. Но на этот раз им не повезло:в 1948 году возникло новое государство - Израиль. Великобритания голосовала против его создания, но предотвратить его появление не смогла.
В двадцать первом веке тоже были эпизоды в политике Великобритании, когда она предвзято толковала те или иные события палестино-израильских отношений. В частности, судьи Великобритании одно время присвоили себе право арестовывать израильских военных, если те появятся в Лондоне, за их "военные преступления" против палестинцев. И даже угрожали арестом Ципи Ливни, в ее бытность министром иностранных дел.
Видимо, колониальная политика прошлого нет-нет да и прорастает в крови и новых политиков.
Может, стоит на них самих заводить "Белые книги"?
Вот почему так интересно, о чем будет говорить Кэмерон, когда весной приедет с визитом в Израиль.



Другие статьи в литературном дневнике: