Менталитет

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В одной из школ Хайфы подрались две школьницы - "эфиопка" и "русская". Словесный спор перерос в драку из-за того, что каждой показалось, будто другая не поняла ее и оскорбила.
После этого инцидента в школе решили провести беседы о толерантности и терпимости. Обе девочки родились в Израиле и, казалось бы, должны уже иметь нечто общее, что их сближает, а не разъединяет.
Но менталитет семьи оказывается сильнее "менталитета" государства. В роли "менталитета" государства в основном выступает язык, который, как полагали еще отцы-основатели, сблизит евреев-выходцев из разных стран и сплотит в единую нацию.
Этого не произошло и не происходит:менталитет семьи оказывается сильнее. А он формировался в тех странах, откуда они репатриировались. И он передается из поколения в поколение, даже если внуки и правнуки уже плохо или вовсе не знают язык своих дедушек и бабушек.
И "эфиопка" остается "эфиопкой", а "русская" - "русской". Хотя обе - еврейки.
Так, может, государству следовало воспитывать молодое поколение, учитывая менталитет, который присущ представителям той или иной общины?
Но это все благие пожелания, поскольку по-прежнему преобладает уверенность, что сам факт рождения в Израиле и дальнейшая жизнь в нем сами по себе сплотят его.
Правительство другим озабочено:как уберечь от ассимиляции евреев диаспоры, и собирается выделить на эти цели миллионы шекелей.
По-моему, затея глупая и безнадежная. Ведь под ассимиляцией правительственные круги, прежде всего, понимают заключение смешанных браков. И что, они смогут остановить этот процесс и в диаспоре их послушают?
Или станут вести исключительно "еврейски"(понимай, религиозный) образ жизни?
И по какому праву Израиль должен их в этом убеждать и тем более все это навязывать? Потому, что еврейское государство? Но оно ведь в то же время и чужое государство, а родное для евреев диаспоры то, в котором они живут, чьими гражданами являются, и чьим менталитетом пронизаны, поскольку рождены и воспитывались в его национальных и культурных традициях.
Поэтому все попытки правительства Израиля обречены на провал, но каждое новое опять делает ставку на прежние методы и способы "борьбы" за евреев диаспоры.
Для начала же следовало со своими разобраться, живущими в Израиле, а не лезть в другие страны. Вот когда "эфиопки" и "русские" перестанут драться, а будут пребывать в дружбе, тогда и другим можно сказать:видите, как у нас здорово уживаются евреи разной ментальности.
А пока дома у себя не навели порядок, не следует других поучать, что значит быть евреем.



Другие статьи в литературном дневнике: