Ширма

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В этом году исполняется сто лет со дня начала Первой мировой войны. Евросоюз, если судить по заявлениям некоторых еврочиновников, эту дату "пропустит". Из-за... политкорректности.
Эта пресловутая "корректность" навязла уже в зубах. Ею легко отгородиться от обсуждения любой сложной проблемы, что ЕС с успехом и делает, особенно когда речь заходит о столкновении двух цивилизаций - европейской и исламской.
Что касается Первой мировой войны, то как тут обсуждать, когда, скажем, Германия и Франция теперь в одном европейском союзе, а в ту войну воевали как заклятые враги?
Такой примитивный подход, безусловно, не дает возможность посмотреть на вещи шире, тем более, что и желания нет.
А, между тем, уроки Первой мировой войны по-настоящему так и не были проанализированы Европой, несмотря на то, что прошло сто лет с ее начала.
В определенной мере этому помешала Вторая мировая война, разразившаяся в 1941 году. На ее фоне события Первой кажутся такими далекими и как бы не имеющими никакого отношения к нынешним реалиям.
На самом деле это глубокое заблуждение. Например, никуда не делся вопрос о том, почему культурная нация, вызывающая уважение своими учеными, философами, поэтами, чуть ли поголовно заражается ксенофобией, участвует в людоедском уничтожении людей другой расы.
Разумеется, я имею в виду Германию. О причинах, приведших ее к фашизму в годы Второй мировой войны, написано много, но всё больше с уклоном в экономику. Но только ли в ней было дело?
Сегодняшняя Германия - процветающая демократическая страна, но нацистские группировки по-прежнему возникают в ней, пока еще не имеющие преобладающего влияния. Но что будет завтра, послезавтра? Почему нацизм в этой стране постоянно поднимает голову?
В какой-то степени ответ можно найти в романе израильского писателя, лауреата Нобелевской премии Шмуэля-Йосефа Агнона "До сих пор". Его герой, в котором угадывается он сам, оказывается в Германии во время Первой мировой войны. Настроение здесь, несмотря на лишения и людские потери на войне, царит суперпатриотическое. Германия лучше всех, Германия научит другие народы, как надо жить, принесет им порядок...
"Арийским" духом проникнуты даже евреи, граждане Германии, считающие себя полноценными сыновьями и дочерьми страны, и идущие на войну умирать за нее.
Знали бы они, что их ждет в недалеком будущем в этой и других странах, куда вступит нога фашиста! Но даже если бы кто-то сказал им об этом, они никогда бы в это не поверили. Какие преследования, зверства? Германия - культурная нация!
Агнон не просто замечательный писатель, он по-своему уникальный мастер слова. Его манера повествования никем не может быть повторена, это сугубо "еврейский" стиль, пересыпанный притчами, юмором, тонкой критикой еврейского характера, их поступков и жизнелюбия. И, разумеется, непревзойденного в мастерстве изображения неповторимого немецкого духа, которым были переполнены все немцы, часто переходящего в ура-патриотизм, особенно давший о себе знать в годы фашизма.
Родом Агнон был из Галичины, ранее входившей в Австро-Венгерскую империю, распавшейся после окончания Первой мировой войны. Сегодня это часть Украины, где среди населения очень сильны националистические и антисемитские настроения. И никто не обращает на это внимания:дескать, это не столь распространенное в Украине явление.
Но вот недавно по Киеву прошел марш националистов, в котором приняло участие уже десять тысяч человек, и в их рядах была молодежь и из восточных регионов Украины.
Бацила фашизма заразна, она распространилась уже во многих странах Европы, даже тех, кто в годы Второй мировой войны боролся с фашизмом, как, скажем, Греция.
Но не зародился ли он еще в Первую мировую? Тогда он еще не назывался так, а был "просто" национализмом.
Но Европа живет одним днем. Она не любит вдаваться в прошлое и думать о будущем в таким категориях. Ее волнуют чисто экономические проблемы. Остальные темы лучше не трогать, чтобы как бы ненароком кого-нибудь не обидеть.
Политкорректность стала той удобной ширмой, которая позволяет отгородиться от "сцены жизни".



Другие статьи в литературном дневнике: