Премия

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Белорусский писатель Андрей Федоренко высказал предложение - каждому десятому жителю страны скинуться по доллару и учредить белорусскую Нобелевскую премию. Сумма составит примерно один миллион долларов.
А для чего, собственно, эта премия? Для поощрения творчества белорусских писателей. Чтоб самим поощрять произведения своих писателей.
На эту мысль его натолкнула премия Гедройца, вручаемая Польшей белорусским писателям, и лауреатом которой стал и сам Федоренко.
Ежи Гейдроц -известный польский публицист и деятель культуры - никакого отношения к Беларуси не имеет, кроме места рождения здесь, а именно в Минске, в 1906 году. Жил же он, учился и работал до войны в Польше, а в послевоенный период во Франции, где и умер в 2000 году.
В начале, с 2010 года, эта премия, учрежденная Польским институтом в Минске, вручалась журналистам, разумеется, сугубо "демократического направления"(понимай, оппозиционного), а с 2012 была учреждена -посольством Польши в Беларуси, тем же Польским институтом, Белорусским Пен-Центром и Союзом писателей (разумеется, независимым, а не другим, "официальным")- еще одна:для литераторов.
Как сказал посол Польши в Беларуси, если мы ему(писателю) "подбросим денег, возможно, писателю легче будет решиться писать по-белорусски".
10 тысяч еврр (первая премия) на дороге, конечно, не валяются, но от "подброшенных" ли деньжат и языка зависит успех произведения?
Стало ли хоть одно из произведений, получивших премию Гедройца, явлением в белорусской жизни? Тот же Федоренко сделал откровенное и даже шокирующее признание:"Скажу крамолу, но премия Гедройца за два года принесла более вреда белорусской литературе, чем руководство Лукашенко за 20 лет. Поэтому они(лукашисты) и радуются, посматривая со стороны, и потирают руки".
Последнюю фразу Федоренко явно добавил для того, чтобы его не заклевали
за первую.
Борьба, надо полагать, идет за денежный эквивалент, и как тут не порадеть хорошему другу,- а у каждого члена жюри ( из белорусских писателей) есть свои друзья-приятели? И неужто своя, белорусская премия, имела бы большие шансы на непредвзятость?
Беда в том, что после провозглашения Беларусью Независимости политика и корысть привели к расколу белорусских писателей на два лагеря. Одни провозгласили свою ориентацию на Европу, другие остались верны связям с Россией.
Борьба между ними идет до сих пор. "Европейцы", особенно более молодое поколение, ищут внимания на Западе, но он весьма незначительный, если не сказать - нулевой.
Не знаю, как дела у членов второго писательского союза (они имеют возможность печататься в российских журналах), я больше слежу за творчеством "европейцев", за их непомерными амбициями, ничем не подкрепленными, но в собственных глазах они - непревзойденные таланты.
Самым заметным среди них считается 39-летний Альгерд Бахаревич, получивший премии Гейдроца и в 2012 и в 2013 годах за книги "Малая медицинская энциклопедия Бахаревича" и "Гамбурский счет Бахаревича".
Удивительно, что он еще не представил свою историю белорусской литературы.
Все эти книги написаны по одному шаблону, независимо от темы:берется какой-то один факт или несколько из жизни человека из какой-то отрасли и какого-то века, и Бахаревич над ним размышляет. Потом это печатается на сайте белорусской службы радио "Свобода", там же законченный цикл заметок оформляется в виде книги,- и труд готов.
Поскольку я люблю белорусскую литературу и даже изучала ее не только в школе, но и в университете, то с особым интересом "набросилась" на заметки Бахаревича по белорусской литературе. Чем дольше я читала, тем больше крепло мое возмущение:и это называется историей белорусской литературы?! Берется какое-то одно стихотворение Янки Купалы и делается вывод в целом о творчестве белорусского классика, увязшее в размышлизмах Бахаревича. Да читали он вообще Купалу, кроме одного стихотворения?
Слава Богу, что в школах изучают "нормального" Купалу и других писателей, на которых замахнулся всеядный Бахаревич.
Зато как хвалили его на презентации этой книги такие же мастера, как он. Вот она, истинная история белорусской литературы, новая, современная!
А потом "Федоренки" сокрушаются по поводу того, что никто не читает белорусские журналы, что оставаться на плаву им не помогают даже государственные дотации, а белорусские книги плохо продаются:у населения нет к ним интереса.
Кому нужны поверхностные подделки, "модернизированные" под современность?



Другие статьи в литературном дневнике: