За женской спиной

Галина Айзенштадт: литературный дневник

...Словила себя на том, что если бы предложили вспомнить какое-нибудь произведение Хемингуэя, то назвала бы "Старик и море". Сама не знаю, почему, ведь больше "гремели" "Прощай, оружие!" и "По ком звонит колокол".
Может быть, под впечатлением прочитанной недавно книги британки Наоми Вуд "Миссис Хемингуэй". Она рассказывает о четырех женах писателя, и самый удачный раздел - последний, четвертый. Наверно, потому, что ей было за что "зацепиться":Мэри, четвертая жена Хемингуэя, оставила свои мемуары, и это был период "Старика и море", и, кстати, Мэри часто выходила в море вместе с мужем.
И эту "картинку" нетрудно представить, и даже словно ощутить на зубах вкус соленой воды.
Но вообще-то эта пора жизни оказалась и самой трагической:Хемингуэй сходил с ума, не мог больше писать, даже родить одну строчку поздравления американскому президенту. Аж жуть берет от такой трагедии.
В сущности, это единственный раздел книги, где Хемингуэй предстает "живым человеком". В трех предыдущих он нечто аморфное и бесхребетное. Он даже не в состоянии сам решить, с какой женщиной ему остаться жить, и они сами решают за него, в сущности передавая друг к другу из...любви к нему.
Как все это не вяжется с тем мужественным образом Хемингуэя, который вырисовывается при чтении его книг!
Впрочем, думаешь и о другом:а зачем вообще Наоми Вуд написала свою книгу? "Работа над миссис Хемингуэй позволила мне совершить несколько увлекательных путешествий",- признается она, разумеется, по местам, где жил Хемингуэй.
В то же время она подчеркивает, что "эта книга - художественное произведение, не претендующее на историческую достоверность".
Но если пишешь об известном человеке, о котором к тому же многое написано, претендовать надо было. Тогда и восприятие прочитанного было бы другим. А так поневоле задумаешься, а где же автор допустила "исторические неточности"?
Впрочем, о творчестве Хемингуэя почти не говорится. Наверно, поэтому мне "с налету" припомнился "Старик и море", прочитанный уже после других его нашумевших книг.



Другие статьи в литературном дневнике: