Не та конъюнктура

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Чудны дела твои, Господи! Когда Алексевич поливала Россию, Путина и русский мир, националисты всех мастей и "либералы" радостно потирали руки, аплодировали и восхищались, а ее книги называли "правдой жизни".
Но вот, пребывая в Нью-Йорке, Алексеевич на встрече с читателями затронула тему Холокоста и сказала, что с евреями жестоко расправлялись украинцы, литовцы и особенно - поляки.
Единственный раз сказала правду - и понеслось. Одна из читательниц белорусской газеты "Наша Нива" вспомнила суд над Алексеевич по поводу ее книги "Цинковые мальчики":герои книги утверждали, что автор приписала им то, что они не говорили. В частности, одна из матерей погибшего в Афганистане юноши особенно возмущалось приписанными ей Алексиевич словами, будто одного сына она любила больше другого.
Белорусский журналист Гурневич, работающий в белорусской редакции Польского радио, выступил в белорусских оппозиционных СМИ с блогом, утверждая, что Алексиевич "увидела соринку в чужом глазу". Опубликовал он его после заявления министерства иностранных дел Польши, обвинившего Алексеевич в незнании истины.
Гурневич настолько старался показать свою верноподданность польской власти, что не заметил, как сам себе противоречит. В частности, он говорит о том, что в Польше уже более двадцати лет идет дискуссия на тему отношений между поляками и евреями, и что все известные политики страны осудили погромы евреев в городах Едвабе и Кельцах.
Эти погромы, замечу, произошли уже после окончания войны, когда выжившие в концлагерях евреи вернулись домой, надеясь начать мирную жизнь, но встретили здесь смерть.
Так в чем же не права Алексиевич? И при чем тут вообще "соринка в чужом глазу"? И в каком глазу?
"Я понимаю, ты живешь в Польше,- написал ему белорусский публицист Анатолий Сидоревич,- и тебе нужно, особенно в условиях нового договора, демонстрировать свою лояльность, но не до такой же степени. Какая соринка в глазу? Там по бревну в каждом глазу".
"Правда глаза колет",- заметил другой белорусский публицист, Владимир Мацкевич, "защищая" Алексиевич.
А что же белорусская служба радио "Свобода", которая с такой помпой не так давно провела в Минске презентацию книги, собранной из выступлений Алексиевич по этому радио? Вел ее "сам" директор службы Александр Лукашук, который потом похвалился, что взял на память шесть исписанных ручек Алексиевич, которыми она подписывала книги читателям?
Молчит. Хотя служба вела прямую трансляцию всех выступлений Алексеевич в Нью-Йорке, и ничто не вызывало у нее никаких нареканий.
Теперь же, после заявления польского МИДА, дается фрагмент лишь ее выступления о преследовании евреев, а с комментарием выступил один из внештатных авторов службы, который написал, что еще большим антисемитизмом "болели" белорусские партизаны. "И если выпадает за что-то каяться, то надо начинать с себя".
В общем, не угодила на сей раз Алексеевич недавним своим восхвалителям. В кои-то веки сказала правду, и - на тебе...



Другие статьи в литературном дневнике: