Жизнь в плену мифов

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Я решила перечитать некоторые книги, чтобы убедиться, насколько правильной была моя первоначальная реакция на прочитанное. Теперь перечитываю роман Ромена Гари "Европа" и убеждаюсь, что моя прежняя реакция даже усилилась. Роман сконструирован искуственно, и всё для того, чтобы писатель мог высказать свои мысли о Европе, о своем прямо-таки поклонении перед ней, но не в той, в которой он жил, а Европой прошлых веков, когда, на его взгляд, расцветали литература и искусство, и царила настоящая свобода.
Эти бесконечные рассуждения вложены в уста посла Франции в Италии, "настоящего европейца до кончиков ногтей", а чтобы раскрасить эти утомительные размышления, которые были бы хороши в искусствоведческой статье, они произносятся на фоне давней запутанной любовной истории, полной якобы загадок и мистификаций.
"Пережевать" это непросто да и скучно. Но больше всего раздражает это возвышение и восхищение Европой, как будто Европа - это что-то единое и неделимое, а не разные страны с национальным колоритом, который нынешние хозяева ЕС всячески стараются нивелировать и привести к одному обезличенному состоянию.
Недавно главная внешнеполитическая комиссарша Европы Магерини с гордостью заявила, что ЕС - могущественная европейская сверхдержава. А после выхода Великобритании она расширится Балканскими странами.
Похоже, расширение и есть главная задача брюссельских бюрократов, чтобы та же Германия могла и дальше оставаться "локомотивом" Европы за счет других.
Автор "Европы" не дожил до нынешнего времени. Интересно, гордился бы он нынешней Европой? Каким искусством, какой литературой она может сегодня гордиться?
А, впрочем, Европой она все больше остается внешне. Она - "мультикультурна". Такого понятия Гари не знал, и, слава Богу, что не узнал. Он умер в плену мифов о "красивой" Европе, хотя был уверен, что они - реальность.
Но если то была реальность, то почему она сегодня такая унылая и беспомощная?



Другие статьи в литературном дневнике: