Разорванная цепь

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В определенной степени этим людям, стоящих в километровых очередях, чтобы прикоснуться к мощам Николая Чудотворца, можно позавидовать. Позавидовать силе их веры. Иначе бы они не стояли часами в очереди, не приезжали из разных мест России, чтобы поцеловать урну с частью его мощей.
Так было и в других случаях, когда, к примеру, привозили реликвию, принадлежащую Деве Марии. А у мусульман Грозного,- когда привезли волос пророка.
Иудеи едут в Умань, чтобы помолиться у могилы хасидского праведника.
В каждой религии есть свои святые, перед памятью которой верующие испытывают особый трепет.
Но чем это отличается от идолопоклонства, которое ведущие религии осуждают? Объяснения на этот счет имеются. В частности, что касается Николая Чудотворца говорится о том, что он прожил такую святую жизнь, что ее сила до сих пор живет в его мощах и способна воздействовать на людей и помогать им.
Собственно, те же аргументы звучат и у иудеев, когда они говорят о своих святых.
Впрочем, верующим не нужны никакие аргументы. Они верят,-и этого достаточно.
Но ведь и древние люди верили в то и тех, которым поклонялись:деревьям, каким-то животным... Далеко ли мы ушли от них, заменив одних "богов" на других?
Могут возразить:неживых заменили на "живых". А как быть тогда с иконами?
В общем, вопросов возникает много, хотя, опять же, не у верующих, а у таких, как я, привыкших рассматривать явления с разных точек зрения.
Подумалось, однако:может быть, когда-нибудь наступит эпоха признания преемственности настоящего с прошлым. И прошлое не будет так категорически отрицаться и осуждаться, а станет началом и единой цепью всех обычаев и традиций веры.
Ведь наши предки, вероятно, были еще более религиозны, чем нынешние люди. Потому что они свою жизнь рассматривали неотделимо от того, что происходило в природе, признавали себя ее частью, зависимой от явлений, происходящих в ней.
Нынешние люди утратили эту связь и понимание. Вот и остается надеяться только на святые мощи людей особой праведности.



Другие статьи в литературном дневнике: