Рыльце в пушку

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Когда в Израиле кого-то из политической и творческой элиты подозревают в коррупции, никто не пишет коллективных писем в защиту, как делают это в России.
И какие обычно приводятся аргументы защитников? Мы его(ее) хорошо знаем, это исключительно честный и порядочный человек.
Не следует ли признать, что мы сами себя не всегда хорошо знаем? Что же говорить о людях, живущих среди нас, а тем более живущих отдаленно, о деятельности которого знаем по прошлым делам, а не нынешним?
В связи с этим вспоминается пример Белых, бывшего губернатора Кировской области, за которого поначалу встали горой его бывшие соратники из СПС. И где они теперь? Помалкивают.
Похожая история с Улюкаевым.
Безусловно, пока суд не примет решения о деяниях того или иного подозреваемого, преступником его считать нельзя. И проявлять к нему сочувствие - нормальное человеческое качество.
Ненормальным представляется безоговорочное требования - "убрать от него руки", такого хорошего и неповторимого, как в недавнем случае с известным режиссером. Он такой талантливый и неповторимый, и как вы смеете производить у него в квартире обыск и увозить на допрос?
Творческая элита вообще часто ведет себя так, будто она - пуп земли, выше всех, и никто не имеет права к ней предъявлять какие-либо требования. А если предъявляют, начинается коллективный вой.
Никак не могут примириться с тем, что к ним относятся как и к остальным людям, ведь они, по их мнению, - особенные, творческие, что однако не мешает им быть и любителями "мани-мани".
В Израиле такого культа творческой элиты нет. Если они и выступают коллективно, то только в связи с идеологическими разногласиями, когда, например, министр культуры начинает указывать им, что "неправильно" они делают, поскольку она - человек правых взглядов, а они в большинстве своем - левых.
А если кого-то вдруг, скажем, уличают в неуплате налогов, то никто в это не вмешивается:для этого есть налоговая инспекция и полиция.
В России, похоже, у творческой элиты, особенно режиссерской, проблемы как раз не идеологические, а финансовые, в которых они часто запутываются, но обвиняют в этом кого угодно, только не себя.
Поэтому и появляются коллективные письма в защиту. Потому что у многих - рыльце в пушку.







Другие статьи в литературном дневнике: