Приговор времени

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В "Романтическом эгоисте" Фредерика Бегбедера на объяснение, что можно посмотреть Москву, "следуя по маршрутам "Мастера и Маргариты" Булгакова, типа как Дублин - по "Улиссу" Джойса", автор дневника замечает:"Когда эти романы станут никому не нужны(а это время уже не за горами), их можно будет использовать еще некоторое время в качестве путеводителей - тоже дело".
Роман-дневник Бегбедера в России был издан в 2006 году интеллектуальным издательством "Иностранка", и поскольку этот пассаж в книге остался, с ним издатели явно согласились.
Всему - свое время. Именно время выносит на поверхность и возбужденное внимание читательской аудитории того или иного писателя.
Таким временем были сначала хрущевская оттепель, а потом горбачевская перестройка. Забытые, измученные и чаще всего замученные поэты и писатели были извлечены из небытия и умолчания - Пильняк, Платонов, Солженицин, Булгаков... -это имена лишь тех, кто пришел мне на ум.
Сколько было восторгов, разговоров, сколько литературных критиков сделали себе "биографию", анализируя их творчество. А по Булгакову возникло "целое Булгаковедение".
Интересны ли они сегодня читателям? Я пыталась перечитать "Повесть непогашенной Луны" Пильняка и "Мастера и Маргариту" Булгакова. Увы! Неинтересно и даже скучно.
И удивляешься:и как эти книги могли в свое время волновать и будоражить?
Ответ здесь в слове "время". И в том, что биографии преследуемых властью авторов наложились на восприятие их произведений. Когда оно "разделилось", стало восприниматься лишь "голое" произведение. И не всегда в пользу автора.
А, может быть, еще и потому, что эпоха та ушла и перестала нас волновать, как было это тогда, когда мы жили в ней.
Но вот я с удовольствием читаю "школьные" "Повести Белкина" Пушкина. Читаю и не устаю восхищаться его таким "вкусным" русским языком. Пушкин выжил во все времена, но Пушкин бывает раз в столетия.
И его музей-квартиру на Мойке я помню до сих пор, словно побывала в нем вчера. А посетить музей Булгакова у меня никогда не возникало желания.
Что истинно, приходит само, без навязывания, что навязывается, - все равно со временем отпадает.




Другие статьи в литературном дневнике: