К выступлению Камилова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Доклад узбекского главы внешнеполитического ведомства Абдулазиза Камилова 25 сентября 2015 года в Нью-Йорке на саммите ООН не нес каких-либо новых "сюжетов" в пропаганде успехов национальной "модели развития" для жителей республик и тех, кто внимательно следит за политической ситуацией в этой стране. Фактически министр свою речь скомпоновал из "мясных вырезок" из материалов Ислама Каримова, ранее им озвученных на различных мероприятиях, чем обезопасил себя от возможных нападок оппонентов в проявлении "собственной" и "независимой" от президента политики. Наоборот, весь текст так и пестрел достижениями, которые были достигнуты лишь в период независимости, а проблемы, которые проявились - это наследие прошлого, глобализация и недружественные, корыстные соседи.
В итоге доклад А.Камилова можно ужать на следующие моменты:
- Узбекистан следует проектам ООН в целях обеспечения стабильности развития;
- раньше Узбекистан был слабой и бедной страной, сейчас - прогрессивно развивающийся во всех направлениях;
- в республике отмечается рост экономики, социальное благополучие, высокий уровень жизни, гендерное равенство, а также большая поддержка государства образованию и здравоохранению;
- Узбекистан к 2030 году станет страной с уровнем дохода выше среднего мирового показателя;
- стираются границы между жизнью в деревне и городе;
- в Аральской трагедии виноваты климат, советская политика эксплуатации водных ресурсов и современная водная стратегия соседей;
- Арал - это угроза как Центральбно-азиатскому региону, так и отдаленным территориям мира;
- нужно создать под эгидой ООН специальный Трастовый фонд по Аральскому морю и зоне Приаралья;
- Узбекистан не допустит строительства соседями гидросооружений в притоках Амударьи и Сырдарьи.
Изворотливость и хитрость - это политика не сильных государств, а тех, кто пытается выжать максимум из неблагополучной обстановки, которая сложилась из-за неадекватной реакции правительств на мировые и региональные процессы. А.Камилов умолчал, что прошлое создавалось самими узбеками во главе с Исламом Каримовым, который занимал посты министра финансов Узбекской ССР, председателя Госплана, заместителя председателя Совмина, первого секреатаря Кашкадарьинского обкома, а затем и ЦК Компартии, и это он внедрял в жизнь статегии советского, социалистического строительства. А теперь устами министра иностранных дел он как бы ни при чем тут. Следует отметить, что экономическое развитие 1980-х годов по многим показателям было лучше, чем в нынешнее время. Может, градообразующие предприятия меньше всего адаптированы в условия рыночной экономики, однако ничего взамен И.Каримов эффективного не предложил; созданные в его время заводы, фабрики и учреждения не смогли в достаточной мере обеспечить население ни товарами, ни услугами, ни рабочими местами. Закрытие многих промышленных гигантов и средних предприятий привело к вымыванию из страны высококвалифицированных кадров, миграции рабочей силы в Россию, Казахстан и другие страны. Между тем, именно закрытие предприятий и привело к тому, как сказал министр, что сократился "объем выбросов загрязняющих веществ на душу населения с 95 кг в 2000 году до 61 кг в 2015 году", а вовсе не за счет внедрения новых технологий и линий производств.
Министр упомянул показатели социального развития в качестве подтверждения правильности взятого курса, но при этом нисколько не говорил о негативных тенденциях, которые уже проявились с 1990-х годов и остаются проблематичными по сей день. Распределение заработков по коэффициенту Джини возросло с 0,257 в 1989 году до 0,401 в 2013 году. Коэффициент охвата дошкольным образованием снизился за этот период с 36,8% до 19,4%, средним образованием - с 67,7% до 50,0%, высшим - с 15,0% до 7,3%. Какие же эти социальные достижения, если с июля 2015 года студентки, обучающиеся на дневной форме обучения и имеющие детей в возрасте до двух лет, теперь лишены возможности получать пособия по уходу за ребенком. Ранее, с 1 января 2013 года в Узбекистане уменьшили размер ежемесячных пособий для семей с двумя несовершеннолетними детьми – со 100% от минимальной заработной платы до 80%, для семей с тремя детьми – со 140% до 120%; одновременно снизили максимальный возраст ребенка, учитываемый при назначении пособий семьям с несовершеннолетними детьми, - с 16 (или 18 – в случае обучения детей в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах) до 14 лет. Потом правительство Узбекистана постановило не включать в стаж при назначении пенсий матерям инвалидов с детства время их очного обучения в вузах, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (следует отметить, ранее эти периоды включались в стаж работы при наличии у женщины не менее 5 лет трудового стажа). Кроме того, в 2013 году правительство Узбекистана сократило количество льготных категорий работников, имеющих право выйти на пенсию на 5 и 10 лет раньше общеустановленного возраста. Еще один пример «социальной поддержки“ государства: в 2009 году людей оставили без «советских» пенсий, а в 2010-м врачей и педагогов лишили пенсионных надбавок-компенсаций по оплате коммунальных услуг, с 1 января 2011 года вступили в силу поправки, отменяющие льготы для ряда категорий пенсионеров: права на них лишились, к примеру, отдельные категории работников сельского хозяйства, инженерно-технического состава авиации, текстильного производства, водители городского пассажирского транспорта, граждане, работавшие в зоне экологического бедствия, и женщины, родившие пять и более детей.
В 2014 году из госбюджета на просвещение было выделено 10,6 трлн. сумов, здравоохранение - 4,5 трлн., однако при этом в вузах больше половины студентов обучается на коммерческой основе, в школах родители постоянно вносят средства на ремонт классов, а в больницах пациенты оплачивают медперсоналу легально и нелегально за услуги.
А.Камилов с трибуны ООН также отметил, что "принятая в Узбекистане в начале текущего года Программа углубления реформирования, структурных преобразований и модернизации экономики, расширение масштабов частной собственности и предпринимательства, рассчитанная на 2016-2020 года, будет для этого прекрасной базой". Между тем, в мировых рейтингах развития бизнеса, восприимчивости коррупции, дееспособности государства, состоянии свободы слова и прав человека у Узбекистана далеко не лучшие результаты, и оптимизма это не вызывает, даже если правительство принимает программы, исполнение которых весьма туманно и не однозначно.
И при этом министр индел выстраивает оптимистическую платформу: "Главной целевой задачей мы ставим, как уже говорилось, вхождение Узбекистана в число демократически развитых стран с устойчиво развивающейся многоотраслевой экономикой, высоким уровнем и качеством жизни населения. Основным ориентиром для нас явится вхождение Узбекистана к 2030 году в число государств с уровнем дохода выше среднего мирового показателя".
Вызывают сомнения вышеуказанные цели, так как для этого республика должна полностью изменить свою внутренню политику, сделать транспарентными бизнес и работу чиновников, убрать коррупцию, лишить сверхполномочий репрессивные и контролирующие органы, дать независимость банкам, судам, прессе и парламенту, обеспечить исполнение законов и поставить под контроль общества деятельность правительства и президента, легализовать оппозицию. Между тем, стоящие у власти всячески противятся этому, поскольку это лишает возможности их незаконного обогащения и злоупотребления должностью. Что говорить, если Министерство юстиции призналось, что "в 2012-2013 годах в 24 государственных органах было изучено состояние соблюдения законодательства, выявлено более 22 тыс. правонарушений и свыше 8 тыс. проблем и недостатков. Отменены пять ведомственных актов, противоречащих действующему законодательству, 1517 незаконных решений, 1328 должностных лиц привлечены к дисциплинарной, 249 лиц – к административной ответственности, 46 человек освобождены от занимаемой должности, по 6 фактам органами прокуратуры возбуждены уголовные дела". То есть в стране существовал правовой беспредел, никак не способствующий экономическому и социальному развитию.
Хотелось бы знать, каков это объем "выше среднего мирового показателя", если сейчас размер зарплаты и потребительской корзины неизвестен публике, - А.Камилов не дал уточнения. Ориентация на далекий 2030 год - это такой же аморфный ориентир Узбекистана на "Великое будущее", о чем заявлял Ислам Каримов в начале 1990-х годов и которое спустя 24 года так и не наступило. Дело в том, что за ситуацию в 2030 году ни сам А.Камилов, ни И.Каримов, ни другие чиновники отвечать не станут, так как за 15 лет, если перефразировать Ходжу Насреддина, "или ишак умрет, или эмир", или обещавший это благо, или те, кому были адресованы такие мифы. Уже сейчас происхродит стирание границ между образом жизни в городе и селе за счет уменьшения услуг жилищно-коммунальной, транспортной, энергетической отраслей. Стоит отметить, что только в 2014 году было ликвидировано 243, якобы, маломощных и неэффективно действующих СВП (сельский врачебный пункт), что сузило сектор охвата населения медицинскими услугами.
И последнее: А.Камилов скрытым текстом выразил угрозу соседям, что Узбекистан не допустит строительства гидрообъектов по двум рекам, от которых зависит благополучие страны. Иначе говоря, проблему водопользования он свалил на других, но не на собственных потребителей, использующих старые технологии в промышленности и сельском хозяйстве, и малоэффективную систему мелиорации/ирригации. Вместо того, чтобы строить ровные и партнерские отношения с Таджикистаном и Кыргызстаном, снимать напряженность у границ, поддерживать торговлю и транспортное сообщение, реализовывать совместные экономические проекты, Ташкент предпочитает курс на конфронтацию и расшатывание стабильности в регионе.



Другие статьи в литературном дневнике: