Шило на мыло, или гильотина вместо топора

Алишер Таксанов: литературный дневник

Проект постановления президента Узбекистана "О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан", выставленный для обозрения и обсуждения, демонстрирует не прогресс в реализации конституционных прав граждан, а просто переформатирование старой системы под, якобы, новые условия. Речь идет о замене "разрешительного стикера" на биометрический заграничный паспорт. То есть вместо вклеивания двухгодичной выездной визы на национальный паспорт, который использовался для зарубежных поездок, теперь выдается загранпаспорт со сроком действия на 10 лет. Казалось бы, прогресс на лицо.
В реалии все процедуры его получения остались прежними.
Прежде всего заполнение анкеты для его получения. Между тем, зачем нужно заполнять его, если уже ранее был заполнен бланк для получения национального (внутреннего) паспорта - в чем различия? Ведь по сути это два равнозначных документа. Просто второй - для поездок за пределы Узбекистана. Если есть ограничения, то человека заранее информируют об этом (в МВД, на границе, при покупке авиабилета и т.д.). К тому же условия, которые запрещают выдавать загранпаспорт, могут возникнуть после его получения (например, судимость и т.д.). То есть сама по себе процедура его получения лишена смысла, она должна быть автоматически исполнена при просто подачи заявки.
В проекте предусмотрены следующие ограничения, которые вызывают у меня сомнения в их правовом (конституционном) статусе:
"...е) предоставление заведомо ложной информации о себе;
з) если в отношении лица имеется информация компетентных органов
о том, что данное лицо, находясь за границей, нарушило законодательство страны пребывания, а также информация, указывающая на нецелесообразность выезда (перечень нарушений определяется соответствующими органами), – до истечения двух лет со дня принятия его на учет.
Перечень оснований для отказа в выдаче биометрического паспорта для выезда за границу расширительному толкованию не подлежит..."


"Заведомо ложная информация о себе" - это положение, которое можно легко использовать против гражданина, и я это испытал на себе. Меня обвинили в нарушении положения, которого не существовало в Постановлении Кабинета Министров, и на основании этого заявили, что я "заведомо ложно сообщил о себе". Почему-то на основании этого меня не лишили ни паспорта, ни гражданства (хотя насчет гражданства я не уверен, по некоторым сведениям все-таки лишили).
"Нецелесообразность выезда" и "широкому толкованию не подлежит" - это два положения, которые просто перечеркивают все громкие заявления, что делал Шавкат Мирзияев, твердя о демократизации страны. Это не просто "уздечка" для граждан, но "кнут", которым можно стегать любого, кто будет высказывать недовольство или критику власти. Это положение упорно проталкиваются СНБ и МВД, и которое, безусловно, будет узаконено подписью президента. И эти положения невозможно будет опротестовать, так как ничто из них не подлежит толкованию.
Удивительно, но я не встречал такой формулировки ни в каких других постановлениях президента или правительства, в законах или международных соглашениях, или Конвенциях ООН. Это иезуитское "изобретение" именно каримбаевской правокарательной системы. И теперь силовики будут определять, может человек быть за границей или сидеть ему в зиндане, под названием Узбекистан.
Шавкат Мирзияев прекрасно это понимает. И ему хочется удержаться на Олимпе богов. А данное постановление - это один из шагов к тому бессмертному состоянию, когда власть остается в руках одной персоны до самой биологической смерти (опыт предыдущего хозяина республики это явно тому подтверждение). А это означает, что все возвращается в круги своия.
Иллюзии рассеялись. Начинается "Великое будущее-2".
Слава богу, я далеко от такого "счастья".



Другие статьи в литературном дневнике: