Турист, нажми на тормоза!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Китайский транзитный пассажир, который прибыл в Ташкент с 5-дневной остановкой, согласно указа президента по развитию туризма имел право получить прямо в аэропорту краткосрочную визу и вступить на узбекскую территорию. Представляю, какие радужные планы он строил на это время. Однако – бац! - ему отказали на основании того, что он не был пассажиром Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и поэтому пограничники не получили заранее сведения об этом пассажире. И пришлось бедолаге за 400 долларов покупать билет другого авиаперевозчика, хотя при этом он не только потерял деньги, но и время, потому что опоздал туда, куда потом летел. Так вот грустно закончилась попытка жителя Поднебесной стать туристом по новым узбекским правилам.
Пояснения пограничников, данные позже для прессы, не кажутся мне убедительным. Во-первых, это сотрудники КОГГ обязаны были своевременно согласовать свои действия с теми перевозчиками, которые осуществляют полеты в Узбекистан. А не турист, ибо его вообще это не должно затрагивать. Но именно он пострадал от того, что кто-то не подсуетился и не реализовал президентский указ. Только того нерадивого службиста не накажут. Накажут тех, кто летает не «Хавошкой».
Во-вторых, пограничники сетовали, что иностранные перевозчики не проявили интереса к президентскому указу о предварительном до прибытия в Узбекистан предоставлении информации о транзитных пассажирах. Пардон, но хлеб за брюхом не ходит. Авиакомпании летают по всему миру, и у них нет времени отслеживать за каждым правительственным решением. Это дипломатические и авиационные службы Узбекистана обязаны были довести до каждого перевозчика этот документ и согласовать его, чтобы избежать проблем. Это нам нужны иностранные туристы, а авиакомпании достаточно загружают свои борта. Поэтому следует валить проблему не на них, а на себя.
В третьих, немного странным получается ситуация с «опознованием». Турист с билетом от другой компании оказался неизвестным пограничной службе СГБ Узбекистана, но стоило ему купить там же в аэропорту билет, как сразу все данные о нем появились в компьютере. Словно пограничники не могли снять данные с туриста прямо у стойки КПП, пробить по своей базе данных и оформить въезд. Они словно ждали, что те же сведения вначале должны появится в другой системе – НАК, а потом ее копировали для себя. То есть снимали с себя ответственность?
В-четвертых, проявляется корпоративный (монопольный) заговор между КОГГ и «Хаво йуллари»: одна структура вынуждает людей приобретать услуги другой и, возможно, имеет с этого свою долю. То есть это не просто неконкурентные формы борьбы за клиентов, а просто прямой диктат туристам, пожелавшим посетить Узбекистан, подрыв всего позитивного, что планировал президент. Это не рыночная экономика, это полицейско-коммерческий «заказ-сомса». Но все умело скрывается под мутным занавесом «интересы национальной безопасности» или грифом «секретно».
Я не знаю, это саботаж президентских решений или тупые действия СГБ, которая привыкла работать по икалам предшествующих учреждений – НКВД и ОГПУ. Одно высвечивается явно – правокарательные структуры не намерены меняться и продолжают функционировать так, как были запрограммированы еще в далеких 1920-х годах. И поэтому именно они являются первыми тормозами демократических реформ.
А теперь туристы, намеревавшиеся использовать сей благоприятный для них указ, нажмут на тормоза, ибо более серьезные тормоза их ждут в Ташкенте. Прямо у стойки КПП в зеленой униформе.



Другие статьи в литературном дневнике: