Не все золото, что квакает...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Назначения молодых людей на высокие государственные посты, которые отметились с начала 2018 года, больше свидетельствуют о наличии кадрового кризиса в стране, чем о реальном видении, как исправить ситуацию и добиться результата. Президенту Шавкату Мирзияеву, видимо, не на кого опереться из имеющегося корпуса чиновников, и он ставку делает на новые лица, которые не успели отметиться в коррупции или завести необходимые связи для своей карьеры. Это, безусловно, ориентир на технократический уклад управления, а не на кланово-родственный. И еще характерно то, что он не ориентируется на те списки, что предварительно прорабатывались в СНБ, а предпочитает делать выбор на основе своего прямого общения с людьми и поиска нужных фигур в ключевых сферах экономики. Возможно, это одна из форм диалого главы государства с народом.
Туризм, образование, инвестиции, конечно, это важные направления, где необходимы реформы. И если Мирзияев начинает с этой платформы, то у него определенно большие шансы добиться успехов в развитии национальной экономики. Да, необходимы свежие силы и здоровые умы, освобожденные от догм и схем, что насаждались прежним главой государства, который так и остался администратором репрессивного уклона, а не либеральным реформатором. Уверен, что чем меньше будет старперов у рычагов управления, тем быстрее можно добится сдвигов. Ведь старые кадры «тянут» страну назад, в свое «теплое» Великое будущее, где они были на самых выгодных позициях и фактически распоряжались ресурсами государства, чаще всего, в корыстных целях.
Другое дело, что назначения происходят спонтанно, неожиданно, лишь на основе того, что та или иная персона, как говорится, оказалась в нужном месте и в нужное время, и сказало нечто особо выделившего его из общей серой массы. Но даже высказанная вполне прагматичная и толковая идея не означает, что ее носитель обладает необходимыми навыками, опытом и знаниями для ее реализации. И не значит, что это нечто новое для этой сферы, ведь мировая практика имеет достаточно апробированного, просто это вполне логично применить и в Узбекистане, просто это было озвучено публично для правительства и общественности и получило какой-то резонанс. Между тем, студент только входит в тот мир, где он получает профессию, а тут сразу становится заместителем председателя Госкомтуризма. Такой карьерный прыжок может шокировать, ведь рыночная экономика не приемлет времена и методы «красных директоров». Что он может предложить «акулам» индустрии гостеприимства, которые годами нарабатывали в себе понимание работы в своей отрасли, имеют ясное представление, что и как «едят», а также багаж знаний, опирающийся на практику, а не институтскую теорию? Я это говорю не в целях критики, а потому что не совсем представляю, как он будет вести встречи, беседы, переговоры с представителями местного бизнеса, иностранных компаний, дипломатами и представителями зарубежных турсетей, если сам пока учится или не имеет практических навыков? Ведь отдавать приказы-команды не означает их автоматического исполнения – так работать мечтают все бюрократы. В реальности, прежде чем подписать бумагу, необходимо иметь много данных, например, наличия ресурсов (материальных, финансовых, людских), соответствующего законодательства, возможности и желания туристов или самих турфирм, заключений смежных структур (полиция, МЧС, визы) и многого другого. Далее – контролировать исполнение, вносить коррективы, исправлять ошибки, вновь избирать новые схемы и механизмы – это трудоемкая и сложная задача. Вынести предложения – это одно. Реализовать их – это другое, и это знает любой менеджер, работающий как в государственных институтах власти, так и в частном секторе.
И именно на стадии реализации выяснится, обладает ли новый кадр соответствующими характеристиками руководителя, получит ли он уважения тех, с кем работает в партнерстве, в одной технологической и кооперационной цепочке, сумеет ли наладить контакт с оппонентами, а также коллегами из других ведомств. И если он «провалиться», то это не беда – это всего лишь опыт для Шавката Мирзияева, что не всегда все золото, что блестит. И что подбор кадров – это более серьезная и сложная задача, чем эвристическое восприятие людей. Хотя и опираться на старые методы отбора, расстановки и ротации кадров – это наступать на грабли. Механизмы Ислама Каримова работали лишь с учетом коррупционной составляющей, интересов кланов и тех лиц, кто был в едином звене теневых отношений. Там полный набор статей Уголовного кодекса и отсутствия нравственных ценностей. Лицемерие, жажда наживы, предательство, лизоблюдство – вот планка для кандидатов в управленческий персонал. И поэтому мы получили то, что имеем сейчас. От этого следует избавляться, такие способы не допустимы, если целью ставится процветание Узбекистана.
И еще... Почему-то вспоминается высказывание нового заместителя министра народного образования, где проскальзывал юношеский максимализм: «Если нужно работать 24 часа, то мы будем работать 25 часов». Красиво, но глупо. Работать нужно мозгами, а не загружая сверхурочно своих сотрудников. Спланировать работу необходимо так, чтобы можно было добиться результатов в отведенный рабочий график. И не стоит забывать, что у людей есть семьи, есть личное пространство, есть время отдыха, есть, короче, свои дела и проблемы. Работа не должна им мешать реализовываться и в других сферах, куда работодатель не вправе вмешиваться. Если руководитель требует от них что-то сверхвозможное, то плохо представляет себе, с кем он работает. Это не киборги, а живые люди со своими качествами и недостатками. Лидер показывает, как можно и нужно, но вместе с коллективом, а не на коллективе, посылая в испытания своих идей тех или иных сотрудников, используя для этого ресурсы ведомства. Ведь по итогам отвечать все равно будет бюджет, то есть налогоплательщик, а не сам руководитель, принявший решение «работать 25 часов». Иначе говоря, за толковые идеи или бред будет отвечать обычный потребитель государственных услуг. И это будет «лакмусовой бумагой» кадровой политики Шавката Мирзияева.



Другие статьи в литературном дневнике: