Не бойся?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Лапшегон-агентство «УзА» опубликовало очередное миф-исследование «Ижтимоий фикр», и там проскользнуло следующее сообщение: «Более 90 процентов респондентов удовлетворены результатами и текущим состоянием деятельности, осуществляемой государством в области обеспечения надежных гарантий защиты прав и свобод граждан. По мнению 94 процентов респондентов, наилучшие результаты достигнуты в области обеспечения личной безопасности граждан, что подтверждается авторитетным Центром изучения общественного мнения «Gallup», признавшим Узбекистан одной из самых безопасных стран в мире».


Ничего против к «Галлюп» не имею, хочу лишь отметить, что это всего лишь мнение респондентов о состоянии безопасности и правопорядка в Узбекистане, а также других странах. Мнение основанное на собственном опыте и высказанное при опросе. Однако опыт не всегда отражает реальность. Турист может без проблем совершить путешествие по той или иной стране, а потом заявить, что с безопасносчтью там все в порядке. Просто он напрямую не сталкивался с угрозами. Однако это не означает, что в действительности все так. Как отмечала ташкентская милиция, ночью совершается большинство насильственных преступлений, и если турист в это время спал в гостинице, то с ним, естественно, ничего не произошло...
Но это частности.
На самом деле состояние безопасности определяется многими факторами, и численность сотрудников МВД и других сил правопорядка не являются главенствующими. Для этого используются данные статистики:
- количество правонарушений и преступлений, включая тяжкие;
- количество раскрытых преступлений;
- число доведенных уголовных дел до суда;
- экономические потери от совершенных преступлений;
- обеспеченность милиции техническими средствами для поддержки безопасности;
- численность сотрудников МВД, СГБ, прокуратуры, адвокатов, министерства юстиции на тысячу жителей;
- число содержащихся в исправительных и закрытых учреждениях на 1000 человек.
Это цифровые показатели, позволяющие судить о ситуации с обеспечением безопасности в стране. Но это не все.
Основные условия, когда безопасность граждан считается обеспеченной:
1. Соблюдение/исполнение законов. Даже если на одного гражданского будет по два сотрудника милиции, то это не гарантия безопасности, поскольку несоблюдение никем законов уже гарантирует злоупотребления, коррупцию, репрессии и произвол. А в этой части Узбекистан в аутсайдерах, если смотреть на международный индекс законности.
2. Ясная и прозрачная деятельность органов правопорядка, возможность обжалования в суде и других инстанциях. Если граждане могут подавать заявления на противоправные действия милиции, гэбистов, и соответствующие инстанции будут немедленно на них реагировать, то это обеспечивает условия безопасности. А в реалии менты врываются в кафе, избивают людей, принуждают хозяев закрывать свои заведения, и руководство отмалчивается, а власти бездействуют, то это порождает недоверие вообще к органам правопорядка.
3. Эффективно функционирующий институт защиты – адвокатура, прокуратура, правозащитные гуманитарные организации, СМИ, Интернет. Получается так, что в последнее время Интернет становится проводником защитной линии человека в Узбекистане, и лишь статьи и блоги в сети вынуждают власти реагировать (например, как это было в Каттакургане, когда следователь раздел женщину). Однако прокуратура чаще всего ищет не истину, а стремится «навешать» обвинение, а адвокаты являются неким передаточным звеном между обвинением и подзащитным лицом. Здесь не пахнет не только безопасностью и правами человека, но и вообще справедливостью.
4. Серьезная борьба государства с криминалом, включая коррупцию и терроризм. Не поиск «бородачей», а противодействию реальному экстремизму, не блокировка Интернета и цензура СМИ, а реагирование на критические заметки граждан как форму помощи и содействия по улучшению методов такой борьбы. Не журналисты и правозащитники выступают угрозами государственной и общественной безопасности, а коррупционеры, которые сами готовы сотрудничать с подпольем ради корыстных выгод.
Если такие условия будут иметь место, то можно говорить, что ответы респондентов «Ижтимоий фикр» имеют правдивую основу.



Другие статьи в литературном дневнике: