Имперские рефлексы Москвы и
уязвимость Ташкента
Как рейды в общежитиях мигрантов отражают политические сигналы Кремля
Недавние события в Москве, где силовики провели жёсткий рейд в общежитии трудовых мигрантов из Узбекистана, вызвали дипломатическую реакцию Ташкента. МИД Узбекистана направил ноту российской стороне, заявив, что подобное поведение абсолютно несовместимо с понятием «дружественных отношений» между странами. Однако за этим инцидентом скрывается не просто бытовой конфликт — он отражает более глубокую системную проблему: характер политических отношений между Россией и Узбекистаном, в которых сохраняется явный неоколониальный оттенок.
1. Имперские рудименты
внешней политики России
Хотя Россия официально заявляет о равноправии и сотрудничестве с постсоветскими государствами, её действия часто противоречат этой риторике. Узбекистан воспринимается в Москве как страна из «ближнего зарубежья», чьи интересы вторичны по отношению к российским. Подобные рейды силовиков, сопровождающиеся насилием и унижением, — это проявление имперского мышления, где «союзник» может быть объектом силового давления ради политической выгоды.
Это и намек, что Россия там, где ее интересы - все бывшие республики Союза. И что слово "независимость" имеет номинальное значение. Ведь Москвы отказывает Украине в ее историчности, национальной идентификации, считает искусственным образованием, созданием В.Ленина и большевиков и т.д. Таким образом, Казахстан, Узбекистан и другие, которые появились на картах мира в 1920-х годах, тем более, воспринимаются как "ручные изделия".
2. Кремль требует
большей лояльности
Россия ожидает от Узбекистана политической поддержки, особенно в контексте геополитического противостояния с Западом и продолжающейся войны в Украине. Нейтральный статус Ташкента вызывает раздражение в Москве, где предпочли бы видеть более скоординированную и лояльную позицию, соответствующую интересам Кремля. В этом контексте любые попытки Узбекистана выступать с самостоятельной повесткой воспринимаются как проявление нелояльности.
Следует отметить, что в 1990-х годах подобные явления происходили на фоне войны России в Чечне и борьбы с терроризмом, и мнения республик - бывших сателлитов не требовалось. Теперь маштабы более значительные, ресурсы выкачиваются на войну серьезные, и политическая поддержка для Москвы приобретает особый смысл.
Москва требует от Ташкента быть ближе к ней, как Венгрия при Викторе Орбане или Словакии при Роберте Фрицо.
Часть Европейского Союза в разных формах придерживается проросийской повестки, так это:
- часть общества и православная церковь в Греции демонстрируют сочувствие к России; а некоторые политики из оппозиции высказываются против санкций;
- Австрия сохранила тесные экономические и энергетические связи с Москвой; австрийские компании, включая OMV, продолжают сотрудничество с «Газпромом», а некоторые политики, особенно из партии FP;, выражают открыто пророссийские взгляды. Бывшие австрийские чиновники работали в российских структурах (например, в «Роснефти»);
- Партии «Лига» Маттео Сальвини и «Вперёд, Италия» традиционно демонстрировали симпатии к России;
- долгое время Кипр был финансовым хабом для российского капитала, и несмотря на текущие санкции, остров сохраняет мягкое отношение к России; многие киприоты считают антироссийские меры чрезмерными и вредными для экономики;
- французские политики вроде Марин Ле Пен (Национальное объединение) и Эрик Земмур известны симпатиями к Путину и критикой антироссийских санкций.
Кроме того, глава МИД России Сергей Лавров раскритиковал западные инициативы в Центральной Азии, обвинив, в частности, ЕС в продвижении антироссийской повестки. Кроме того, по его мнению, партнёры продвигают свои интересы в регионе через программы, «нацеленные на проникновение внутрь госструктур стран ЦА». Это явный намек на претензии России к регионам постсоветского пространства.
3. Мигранты — ресурс и
инструмент давления
На фоне войны России против Украины становится очевидным, что трудовые мигранты, особенно узбекистанского происхождения, рассматриваются не только как экономический актив, но и как потенциальный человеческий ресурс для пополнения рядов ЧВК и армии. Подобные силовые акции можно рассматривать как форму скрытого давления — сигнал как Ташкенту, так и самим мигрантам, что в случае «неправильного» поведения могут быть использованы более жёсткие меры. Кремль рассчитывает на то, что Узбекистан не будет активно препятствовать участию своих граждан в боевых действиях, несмотря на законодательный запрет на наёмничество.
По украинским данным, в списках завербованных 1100 граждан Узбекистана, убито из них более 100. В самом Узбекистане наказанию подверглись 10-15 человек, и то получили довольно мягкие приговоры.
4. Гастарбайтеры как «расходный материал»
российской военной машины
Свыше 4 миллионов узбекских мигрантов, работающих в России, — это мощный человеческий ресурс, который, с точки зрения Кремля, может быть использован в военных целях. Такая логика также перекликается с внутренней ксенофобией в российском обществе: многие россияне предпочтут видеть, как за «великую Россию» гибнут не их соотечественники, а «гастарбайтеры». Это не только аморальная, но и стратегическая модель, где дискриминация перекладывается в прямую выгоду.
5. Ограниченность Узбекистана
в ответных мерах
Несмотря на официальные заявления и протесты, Узбекистан находится в серьёзной экономической зависимости от России. Трудовая миграция остаётся одним из основных источников валютных поступлений в страну. Поэтому у Ташкента практически нет рычагов воздействия, а любые действия российских властей, даже унизительные или жестокие, не приводят к реальным политическим последствиям. Это делает позицию Узбекистана уязвимой и заставляет лавировать между дипломатическими заявлениями и реальной беспомощностью.
В 2023 году денежные трансферты от узбекских гастарбайтеров из России достигли $11,5;млрд., что на 29;% выше показателя 2023 года. А за первые 10 месяцев 2024 года Узбекистан уже получил из России $9,8;млрд.
По данным российского правительства, в 2024 году торговля России с Узбекистаном составила более $10;млрд., увеличившись на ~5,2;% по сравнению с 2023 годом. По оценке Ташкента, общий объём достиг $11,7;млрд., что может отражать данные узбекской статистики с учётом неторговых операций. Для сравнения, в 2023 году объём был примерно $9,8;млрд., то есть наблюдается устойчивый рост.
6. Политический намёк:
ограничьте контакты с Западом
Ситуация с мигрантами может быть не только внутренней, но и внешнеполитической демонстрацией. На фоне недавних визитов высокопоставленных чиновников из стран ЕС в Ташкент Кремль даёт понять: активизация контактов Узбекистана с Западом воспринимается болезненно. Подобные рейды — это способ показать, кто остаётся главным в регионе и напомнить, что Узбекистан — в зоне традиционного влияния Москвы.
Визиты в Узбекистан или встречи Шавката Мирзияева:
- президент Болгарии Румен Радев;
- премьер-министр Словакии Роберт Фицо;
- премьер-министр Италии Джорджа Мелони;
- президент Словении Наташа Пирц Мусар;
- спикер Национального собрания Венгрии Ласло Кёвер.
Брюссель ожидает визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в ближайшие несколько месяцев, заявил посол ЕС Тойво Клаар на Ташкентском инвестиционном форуме.
7. Вывод:
События в московском общежитии — не просто эпизод бытового насилия. Это часть политической картины, в которой Кремль использует трудовых мигрантов как инструмент давления, а Узбекистан — как объект внешнеполитического подчинения. Реальная независимость Ташкента будет возможна лишь тогда, когда страна сможет выстроить устойчивую экономическую модель без критической зависимости от России — иначе ноты протеста так и останутся голосами, которые Москва будет игнорировать.
Другие статьи в литературном дневнике: