День отца
Вчера, в третье воскресенье июня, тёплый и по-домашнему важный праздник — День отца — отметили во многих странах мира: в США, Канаде, Перу, а также во франкоязычной части Швейцарии. Этот день, казалось бы, не столь заметен в календаре, как шумные парады или государственные даты, но именно в нём скрыта особая душевная глубина — праздник, который не требует громких речей, лишь тишины семейного обеда и пары искренних слов: «Спасибо, папа».
В Швейцарии этот день отмечается по-разному в зависимости от региона. Немецкоязычные кантоны, такие как Цюрих и Берн, отдают дань папам во второе воскресенье июня — в этом году это было 8 июня. Итальянский кантон Тичино следует другой традиции: здесь День отца празднуют 19 марта, в День святого Иосифа, как и в Италии. А франкоязычные кантоны — Женева, Во, Невшатель — вместе с Канадой и Перу отпраздновали 15 июня.
День отца в Швейцарии — это не официальный выходной, и всё же, несмотря на обычный рабочий график, в домах звучал смех, дети готовили подарки, а папы, возможно, впервые за долгое время могли спокойно посидеть в кресле и просто почувствовать, что они любимы.
Меня поздравила младшая дочь Мария. Она вручила мне плюшевую собачку, которую сама сшила на уроке труда. Маленький, не совсем ровный, но невероятно трогательный подарок. Я был растроган до глубины души. Старшие дочери эту швейцарскую традицию как-то пропустили, но именно Мария напомнила мне, что в этом празднике — не формальность, а настоящее чувство, прямое и искреннее, как детский взгляд.
Меня спросили: «А в Узбекистане есть День отца?» Я замялся. Нет, не существует такого праздника. Зато есть 23 февраля — День защитника Отечества, доставшийся нам в наследство от Советского Союза. И хотя он символически связан с мужчиной-защитником, по сути это день армии, силы, парадов и истории, которой Узбекистан, казалось бы, не выбирал.
Я объяснил: 23 февраля — это день, который напоминает о событиях 1918 года в России, далёких и чуждых для узбеков, таджиков, казахов, кыргызов. Эта дата ничего не говорит о наших отцах, дедах, их заботе, их усталости по вечерам, их тяжелой работе ради семьи. Более того, именно та армия, что зародилась 23 февраля, спустя два года бомбила независимую Бухару — не самая мирная история для празднования.
Многие советские праздники ушли в прошлое — День Конституции СССР, День Октябрьской революции, День танкиста, День советской торговли… вместе с ними исчез и «рыбный день». Они были рождены не душой народа, а идеологией. И когда идеология ушла, растворились и праздники. Но те даты, что рождаются в семье — День матери, День отца — остаются. Потому что в них нет политики. В них есть мама. Есть папа. Есть ребенок, шьющий собачку на уроке труда.
Даже 9 Мая в Узбекистане — не парад, а День памяти и почестей. Мы не празднуем, а вспоминаем, потому что каждая третья семья потеряла кого-то на той страшной войне. В этом — уважение, скорбь, тишина.
Наверное, именно этим отличаются настоящие праздники: они не навязаны сверху, они рождаются внизу — в семье, в сердце, в простом желании сказать близким, как они важны. И потому День отца, даже без официального статуса, живёт и будет жить — потому что его не нужно утверждать указом. Он уже есть в нас.
Другие статьи в литературном дневнике: