Богу Богово, лукавому лукавое

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Не введи нас во искушение» (Лк. 11:4).
Слово «искушение» имеет двоякий смысл: во Втор. 8:2 сказано «чтобы испытать тебя», и в таком же смысле понимаем «Господь испытал Авраама» (Быт. 22:1).
Другое значение приобретает это слово, когда человека искушает лукавый для того, чтобы вовлечь в грех. Такого рода искушение не может исходить от Бога: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Человек «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» (Иак. 1:14), – для христиан это показатель того, что они не готовы для Царства, ибо ещё не «распяли свою плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24) и, соответственно, не пребывают в духе Христа.
С другой стороны, вспомним слова апостолов Павла и Иакова: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его», «…с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения», «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18).
Господь испытывает искушением, дабы созрели и достигли совершенства свойства смирения, терпения, прощения и любви, «но любовь из них больше». Во всех внешних обстоятельствах, и даже во всех мелочах ежедневной жизни следует молиться, чтобы Господь руководил нами и держал Своею рукою, – и когда осознаем постоянную нашу зависимость от Бога, отойдём от всего дурного. А если искушения одолевают со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: «не введи нас во искушение», — помня, что Господь не допустит быть искушаемыми во вред душе или сверх сил. Если наша молитва к Нему будет начинанием и основанием каждого нашего шага, Он научит жить в постоянном ощущении близости с Ним, слышать волю Его, и это состояние станет настолько нам близко и дорого, что и лукавый отойдёт до времени, – до времени откровения и суда.



Другие статьи в литературном дневнике: