Ай, да Кукаров, ай, да титан мысли.

Александр Кукаров: литературный дневник

Хорошо, что я не читал шумерский миф сотворения мира «Энума Элиш», а начал с альтернативной интерпретации Шестоднева, к которому меня привела моя путеводная звезда, оливковое масло. Это самоочевидно, банально и тривиально, что никакие племенные божки никаких евреев, никаких шумеров, никаких египтян и т.д. и т.п. этот мир не сотворили. Но это не значит, что их мифы – это только их ... спекулятивное мышление. Ни в коем случае, потому что Шестоднев – это не история сотворения всего из ничего племенным божком древних евреев, а история устроения ветхозаветного палеоконтакта. При этом «сотворение» понимается, как контакт с объектом и затем его узнавание. Наименование.


Шумерский миф сотворения мира «Энума Элиш» именно так и начинается:



Когда вверху небеса именованы не были,
А название суши внизу еще не мыслилось,
Когда только лишь первородный Апсу, их сотворитель,
И Мумму, и Тиамат - та, что всем дала порожденье,
Воедино свои смешивали воды,
Когда не было никакого болота,
Островка никакого еще не возникло,
Когда ни один из богов не создался,
Ничто по Имени не было названо, никому не был присужден жребий,
Тогда сотворилися внутри них боги.



Все правильно, месопотамцы – молодцы! Земля и ее население еще не были узнаны, наименованы «инопланетянами», как и в Шестодневе. В. Жданов в своей докторской в связи с аналогичной стадией мифа сотворения у древних египтян несколько раз повторяет, что творец как бы приходит в сознания в первичных водах Нун.


«Люди, - как говорит Аристотель, - уподобляют самим себе не только богов, но и образ их жизни». Все мои «инопланетяне» антропоморфны, термин условный, т.е. это не обязательно подобие формы («палка-палка-огуречик вот и вышел человечек»). Его условность еще и в том, что Аристотеля полезно уточнить: люди, конечно уподобляют себе и далее по тексту, но и «инопланетяне», которые хотят использовать людей в своих целях и выглядят антропоморфными, возможно, такие и есть, а, возможно, прикидываются такими, чтобы нам понравиться или «зеркалят» людей, войдя в сферу их восприятия…



Другие статьи в литературном дневнике: