Каким было сознание древних?

Александр Кукаров: литературный дневник

Попытки понять мировоззрение древних людей по имеющимся памятникам ставит проблему тождества-нетождества их сознания с нашим. По этому поводу А. Большаков в своей докторской (см предыдущую запись) пишет:


«Наиболее радикальная теория «нетождества» была выдвинута Дж. Джейнсом . Он попытался доказать, что мозг древнего человека был в функциональном отношении разделен надвое, причем каждая часть действовала самостоятельно, и деятельность ни каждой из них, ни их обеих вместе не была собственно сознанием в нашем понимании. Это «двухкамерное мышление» якобы не позволяло ему действовать рационально и породило психику, определяющую роль в которой играли галлюцинации, внутренние голоса и видения, являвшиеся результатом взаимодействия двух компонентов. Однако в повседневной жизни древний человек был в высшей степени рационален (иначе как бы удалось возвести пирамиды), и теория Джейнса основывается прежде всего на упрощенной интерпретации литературных текстов (см. критику «двухкамерной теории»: ). Для автора несомненно, что человек рассматриваемой эпохи не отличался от современного анатомически и физиологически, поэтому экстремистские теории «нетождества» весьма опасны».


Пирамиды и вся архитектура и скульптура Древнего Египта свидетельствует, конечно, о вполне рациональном мышлении ее создателей. Может быть, они глючили, как и сильно талантливые современные люди, но строили они на века, создавая совершенные с современной точки зрения формы.


Интересно, что древние, как и некоторые современные люди, видели в сновидениях источник нетривиальной информации. Например, месопотамский правитель Гудеа (см запись о нем), современник тех древних египтян, представления которых о Ка изучает Большаков, общался со своим богом в т.ч. и во сне. Если ему надо было что-то у него спросить, то он шел в храм и спал там, а потом толковал свои сны. Об этом сообщают письменные истончкии того времени.



Другие статьи в литературном дневнике: