Вечная битва с Левиафаном

Александр Кукаров: литературный дневник

Seth L. Sanders. The Grammar of Creation (памятный том, 2021) обратил внимание на то, что прямо не описанная в Шестодневе, но очень важная для ветхозаветного сотворения мира битва бога с морским драконом, Левиафаном дана в ВЗ, во-первых, языком поэзии, в отличие от языка прозы Шестоднева, а, во-вторых, глаголами вне времени, т.е. она происходит вчера-сегодня-завтра, в отличие от прошедшего времени глаголов Шестоднева.


И, конечно же, библеисты рассматривают её в контексте мифов народов Плодородного Полумесяца, что и нужно мне. В альтернативной интерпретации Шестоднева эта битва означает просто вечную драку элит за «трубу»: на Земле уже было кому «доить» человечество, но Яхве со товарищи решили отбить этот ресурс, вот он и сцепился с Левиафаном. В свете новых данных, точнее говоря, принимая их, т.к. так интереснее, видим, что он не смог или даже вообще не может - в нашем времени - убить сразу чету левиафанов, только самку, а с самцом до сих пор машется. И что после этого ждать от Левиафана помимо вневременного махача кроме возмездия?


В традиционной интерпретации Шестоднева причина его присутствия в ВЗ очевидна - это демонстрация всемогущества бога древних евреев. В альтернативной интерпретации это уже не очевидно, т.к. Шестоднев перестает быть творением всего из ничего. В негативном сценарии я предложил такой ответ на вопрос "зачем Шестоднев был дан людям?" Это возмездие Левиафана за убийство его самки. В позитивном сценарии ветхозаветные «инопланетяне» все-таки надеются, что «говорящие мартышки» (А.Ю. Скляров), которых они оприходовали во время оно (возможно, неолитической революции) все-таки со временем поумнеют и с ними можно будет сотрудничать, а не только использовать.


Сандерс напоминает о двух основных оценках мифа «Первая - антрополога Эдмунда Лича из Нью-Йорка: миф как обозначение реальности; вторая - позднегреческая и традиционная европейская миф как неправдивая история» Классики относят мифы творения мира и богов к спекулятивному мышлению древних. Эдакие спекулянты, теологи и космологи 5 тысяч лкт назад...



Другие статьи в литературном дневнике: