О царяхПутешественники знают, что среди достопримечательностей бывают особенно выдающиеся, которые нужно посмотреть. «Путешествие» по египтологии с ориентиром «обожествляемые фараоны» привело меня в 2024 г. к номеру японского журнала Orient, полностью посвященному царской власти в Древнем Египте, о чём я уже писал в Дневнике раньше. В этом «путешествии» я уже встречал мнение египтологов о том, что обожествление фараонов было политической пропагандой, с помощью которой элиты удерживали власть. Конечно, встречалось и мнение о том, что более 3000 лет истории государства египетского – это как-то через чур для пропаганды, но явная альтернатива, которую могла бы освоить академическая египтология, не предлагалась. Одна из авторов этого спецномера, о которой я также уже писал в Дневнике, насколько я понимаю, сделала решительный академический шаг в направлении альтернативы, во-первых, заявив, что сама эта идея пропаганды «бога»-царя в египтологии восходит к коммунистической и антикоммунистической пропаганде середины прошлого века. Или, другими словами, к тому ужасу, который Запад испытывал перед коммунистами с атомной бомбой. Во-вторых, она предлагает максимально расширить контекст, рассмотрев обожествление царской власти, как историческое явление не только Древнего Египта. В связи с чем обращает внимание на книгу David Graeber and Marshall Sahlins. ON KINGS. Hau Books. Chicago. Open Access Version. 2017. Из которой она использует два основных положения её авторов: 1) царская власть в прошлом встречалась практически повсеместно, то или иное обожествление царей типично и в связи с этим 2) цари – чужаки для своих подданных, что вполне понятно, если последние считали их чуть ли не богами. При этом она мимоходом отмечает, что Древний Египет, который ей-то как раз и особенно интересен, авторы упоминают только вскользь. Наверное, потому что они все-таки не египтологи, а антропологи. Полагаю, что эта книга принадлежит к той категории «достопримечательностей», которые стоит посмотреть «путешественникам» по академической египтологии с ориентиром «обожествляемые фараоны», не смотря на такой её недостаток. Дальше я приведу только два дифирамба, которые поют прочитавшие её специалисты. Как в антропологии, так и в массовом сознании короли - это фигуры, восхищающие и интригующие, это герои или тираны, какими никогда не могут быть президенты и премьер-министры. Это сборник эссе двух самых выдающихся антропологов мира - Дэвида Гребера и Маршалла. Салинса исследует, что такое на самом деле царская власть, с исторической и антропологической точек зрения. Как они показывают, короли - это символы не только суверенитета: действительное изучение королевской власти открывает уникальную возможность для решения фундаментальных дилемм, касающихся самой природы власти, значения и условий жизни человека. Размышляя над такими проблемами, как временность, инаковость и утопия, не говоря уже о божественном, странном, сверхъестественном и зверином, Гребер и Салинс исследуют роль королей, существовавших по всему миру, от баконго до ацтеков, шиллуков и за их пределами. Насыщенная остроумием и глубоким анализом, характерными для Гребера и Салинса, эта книга открывает новые возможности для антропологического изучения этой чарующей и вездесущей политической фигуры. Богатство и объем этнографических данных, проанализированных в этой книге, поражают воображение. Авторы позволяют нам пройти по самым разным путям, начиная от хорошо зарекомендовавших себя королевств Африки и Азии и заканчивая явно эгалитарными обществами Папуа - Новой Гвинеи и Северной и Южной Америки, демонстрируя поразительное распространение модели "короля-чужака". Решающим шагом авторов было отклонение, на строго этнографической основе, от общепринятого аналитического разделения, проводимого между космологией и политикой. Именно в ритуальной сфере, где духи разных видов встречаются с людьми, зарождаются различные формы государства. Отношения, которые показывают, что духовная жизнь, даже в обществах, отличающихся эгалитаризмом, является сферой, пропитанной теми же отношениями иерархии, контроля и подчинения, которые характеризуют царства этого мира. Работа, которая наверняка войдет в историю. P.S. Начало введения в эту книгу очень даже ничего: "после того, как короли утвердились, избавиться от них становится на удивление трудно. Потребовалась исключительная юридическая хитрость, чтобы казнить Карла I и Людовика XVI; простое убийство королевской семьи, как и царя, оставляет (по-видимому, навсегда) обременение царскими заменителями; и даже сегодня не кажется совпадением, что единственными режимами, которые почти полностью не пострадали от восстаний арабской весны 2011 года, были режимы с давними монархиями. Даже когда короли низлагаются, правовые и политические рамки монархии, как правило, продолжают существовать, о чем свидетельствует тот факт, что все современные государства основаны на любопытном и противоречивом принципе "народного суверенитета": власть, которой когда-то обладали короли, все еще существует, просто теперь она передана субъекту под названием "народ"". © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|