Семь законов динамики человеческих цивилизаций.Продолжая предыдущую запись, сначала полезно уточнить, чем может быть полезно нижеследующее для понимания продолжающихся палеоконтактовю В СССР и РФ был такой мыслитель, А.П. Назаретян (1948-2019), один из отцов-основателей Большой или Универсальной истории (о ней я писал в проекте "НЛО и другие"), в которой история человечества рассмотрена вместе с историей жизни на Земле. Основной её результат - мы живём в биосоциальной (социо включает и техно, в частности, ИИ) сингулярности. Назаретян писал, что свою философию он построил, исходя из удивления факту своего существования, в основном, конечно, имелся в виду вид homo sapience, а не только лично он, хотя и это было не тривиально, т.к. в молодости он был военным переводчиком у центрально-американских партизан, которые звали его "камрадо Акопа". Применим это удивлнеие к продолжающимся палеоконтактам в виде вопроса: почему НЛО-"инопланетяне"(термин условный)/боги нас до сих пор не "съели" или не "зачистили" планету? Сколько можно муму жевать? В ранних записях Литературного дневника уже мелькнул ответ: "великий симбиоз", так некоторые историки древнего мира описывали отношения древних людей с богами. Если до сих пор не "зачистили", то люди зачем-то нужны. Причем вряд ли полностью контролируемые. Тогда история "пульсаций" человеческих цивилизаций, которую рисуют М. Барта с коллегами, содержит "пульсации", поддержание палеоконтакта. Итак, цитата - конец Введения М. Барты к упомянутому в предыдущей записи сборнику 2019 г. статей чешских учёных под его с коллегой редакицей. Семь Законов цивилизаций людей на планете Земля, в т.ч. и принцип-закон Гераклита, за несколькими известными исключениями подной гибели цивилизаций от природных катастроф или иноземных вторжений: Первый Закон Каждая цивилизация определена во времени и пространстве. Она не бесконечна и не вечна. Археология и история - это две дисциплины, которые могут анализировать ее возникновение, поддержание, упадок, трансформации и/или возрождение (см. Morris 2010). Второй Закон Как правило, каждая цивилизация состоит из множества элементов, которые возникают, развиваются, достигают пика, приходят в упадок и, в конце концов, исчезают, а на их руинах вырастают другие. Основные изменения в их развитии происходят скачкообразно (отсюда теория прерывистого равновесия) после более длительного периода насыщенного застоем и, казалось бы, спокойного развития. Третий Закон Каждая цивилизация использует общепонятный язык общения и общепринятую систему ценностей и символов. Для каждой цивилизации (как правило) характерны: крупные центры с высокой концентрацией населения, монументальная архитектура, письменность. система, сложные системы коммуникации, обмена и хранения данных - знаний, иерархически организованное общество, искусство и разделение труда, а также способность перераспределять и совместно использовать основные источники энергии, включая деньги (общественный договор) (ср. Фуллер, 1969). Четвертый Закон Если преобладающая тенденция цивилизации будет отдавать предпочтение потреблению энергии, а не производству (отрицательная энергетическая отдача от инвестиций, EROI) она не сможет долго поддерживать текущую сложность или расширять ее (Холл, Ламберт и Балог, 2014). В конце концов она потеряет достигнутое усложнение и взорвется. Это то, что традиционно называют коллапсом. Этот коллапс является неотъемлемой частью любого социального развития. Это этап трансформации, который неизбежен для следующего этапа возрождения. Коллапс сам по себе не всегда является тупиком. Пятый Закон Отдельные компоненты любой данной цивилизации развиваются и разрушаются благодаря внутренним механизмам, присущим обществу (изменение бюрократии, качества институтов, роли элит и технологий, идеологии и религии, обязательные расходы, социальная система и т.д.), а также степени адаптации к внешним факторам, таким как изменение климата. Таковы внутренние и внешние рамки динамики данных цивилизаций. Они находятся в постоянном взаимодействии и под влиянием различных циклов в разные периоды. Поэтому для понимания диахронического развития любого общества необходим комплексный и междисциплинарный подход. Шестой Закон Так называемый принцип Гераклита (названный в честь греческого философа Гераклит, который был одним из ранних мыслителей, вероятно, занимался этим вопросом) оказывает серьезное влияние на все цивилизации: те факторы, которые способствуют росту системы, чаще всего совпадают с теми, которые приводят к ее краху. Цивилизации распадаются, когда исчезают их системы ценностей, символы и средства коммуникации. Тем не менее, коллапс не обязательно означает вымирание: в большинстве случаев цивилизации, исчерпавшие свой потенциал, уступают место новым, обычно на том же или модифицированном генетическом субстрате (популяции). Есть все основания полагать, что изучая долгосрочные процессы, которые управляли обществами в прошлом, мы можем собрать достоверную информацию и построить теорию, которая помогла бы нам понять наш нынешний мир (сост. Фергюсон, 2010 и 2012). Это, в свою очередь, может помочь нам обсудить возможные траектории нашего будущего. По крайней мере, семь законов можно рассматривать как стратегический план по снижению подверженности коллапсу нашего собственного общества в будущем и разработке новых стратегий, направленных на уменьшение его воздействия и последствий. Конец цитаты. © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|