Но кто же тогда такой Осирис?Спрашивает один египтолог в 2010 (!) г., и другая египтолог в 2015 (!) г. отвечает: «Позвольте мне ответить на этот вопрос громко и ясно: Осирис - очень привлекательный молодой иностранный бог. Молодой, потому что он появился в древнеегипетской религиозной мысли не ранее, чем во второй половине правления Пятой династии. Иностранец, потому что классификатор М (см выше), который следует за его именем, использовался вплоть до его первого появления для классификации иностранных народов, что, как я уже утверждала в другом месте, подразумевает, что он был привнесен в египетскую религию откуда-то еще.50 Привлекательный, потому что сразу после того, как он впервые появился в частных памятниках высокопоставленных лиц, он появляется повсюду. Его привлекательность неясна, но его обещание человеческой формы после смерти и тот факт, что в загробной жизни все, а не только король, могли отождествлять себя с ним, вероятно, были частью его обаяния». Раз она ответила "громко и ясно", то, стало быть, до этого ответы были не внятными. Правда, с иностранцем не все однозначно и рецензент активно возразил, сославшись на то, что канонические божественные бороды на классификаторах - длинные и загнуты на конце вперед, а у иностранцев прямые и короткие. Однако, с другой стороны, сами-то достаточно богатые египтяне бороды не носили, исключением был фараон, но борода у него была накладная. Стало быть, борода – это атрибут не-египтянина, длинная и загнутая – бога, прямая и короткая – иностранца. Почему борода – атрибут древнеегипетского бога? Хотя и не всякого. Царица Хатшепсут, женщина-фараон, изображалась с накладной бородой. В статье «Древний Египет: если не так, то как?» (проект «Чудеса Солнца и реальность контакта») я обнаружил возможность интерпретации гелиопольского теокосмогонического мифа, самого древнего и авторитетного в Древнем Египте, по аналогии с альтернативной интерпретацией Шестоднева: не сотворение мира, а его восприятие. (При восприятии мозг из бессмысленных сигналов, в основном электромагнитных, от среды творит нам осмысленный образ окружающего мира, т.е. по сути «из ничего» - «нечто») Но Тексты пирамид, из которых проистекает этот миф, появились только в конце Пятой Династии, на пирамиде фараона Униса. Древнеегипетский контакт же начался не с Униса, а раньше. В до-династический период доминировал Гор, потом стали «популярны» Ра с Осирисом … То, что эта египтолог назвала Осириса иностранным богом вполне укладывается в её понимание происхождения гелиопольского мифа: его выдумали теологи Гелиополиса. Однако, с другой стороны, она сама четко показывает, что в те времена Гелиополис не был религиозным центром, только административным, т.е. не было там могущественных мифотворцев, способных так повлиять на фараона, чтобы он стены своей погребальной камеры повелел расписать текстами, чего его предшественники вообще не делали… Альтернативная, упоминаемая многими версия происхождения этого мифа - была записана устная традиция. 11.11.24. С течением времени громко и ясно высказанное мнение Шаломи-Хен об Осирисе "стирается" критикой, мнение 2024 г.: Шаломи-Хен (в работах2006, 2007 гг.) предложила рассматривать знак А40 как самое раннее пластическое © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|