О происхождении древнеегипетской письменности

Александр Кукаров: литературный дневник

Божественность фараонов может «износиться», как и любое качество, поэтому её надо поддерживать. Главной проблемой божественных фараонов была их смерть, т.к. смертны люди, а не боги. Представления о жизни после смерти появились раньше фараонов, как и погребальные ритуалы. Когда археологи находят в могиле предметы прижизненного обихода, положенные туда при захоронении, то начинают думать, что у этих людей, наверное, были какие-то представления о загробной жизни. Первые надписи в Древнем Египте обнаружены в могилах до-династического периода возрастом Более 3000 лет до н.э. Это надписи на глиняных сосудах или на бирках из кости к ним, состоящие из 1-3 знаков.


Josep Cervell; Autoru. CHAPTER 8 The root jr and its determinations in the royal and private funerary texts of the Old Kingdom. Reflections on the afterlife in Egypt at the end of the Third Millennium. // In: «Signs, Language, and Culture: The Semograms of the Pyramid Texts between Iconicity and Referential Reality». Series: Harvard Egyptological Studies, Volume: 26 Editors: Josep Cervell; Autuori and Marc Orriols-Llonch. Brill, 2024.


Согласно Josep Cervell; Autoru, сначала египтологи понимали эти знаки по модели самой древней письменности, шумерской, как административный знак. Типа инвентарного номера, обозначающего предмет (его название или откуда он привезен, где произведен). Но недавно (!), насколько я понимаю, т.к. автор прямо на это не указал, погребальный, а не административный контекст, как у шумер, возымел действие и эти первые надписи стали понимать, не как «инвентарный номер» - название предмета, а как магический знак, посылающий называемый предмет в вечность вместе с умершим. При этом подразумевается, что погребальный ритуал, жертвоприношение при похоронах сопровождалось декламациями, в которых эти предметы назывались. Смысл погребального ритуала, как всегда, – облегчение посмертного пути умершего. Считается, что Тексты Пирамид, обнаруженные внутри пирамид фараонов конца 5-й династии, для этого и предназначались. Предполагается, что за этими текстами и надписями на горшках и бирках к ним в до-династических могилах, когда еще не было ни фараонов, ни тем более пирамид, стоят сходные верования.


Здесь стоит вспомнить, что если мы будем относиться к названиям предметов, аналогично, к именам, как к административной условности, которая нужна только для удобства общения, торговли между людьми, то эта магическая функция произнесенного и тем более написанного слова ускользнет. Помимо теории слова, как условного знака вещи для удобства коммуникации – как говорил в моем детстве один мой взрослый знакомый, что ты хоть горшком меня назови, только в печку не ставь – есть теория, согласно которой знание имени дает власть над сущностью обозначаемого. Вряд ли всем, конечно, но по крайней мере некоторым. (Известно, что и грамота не всем дается одинаково легко, например, отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, освоил её только с помощью св. духа. Сергий Радонежский, как всякий святой, был чудотворцем, поэтому вряд ли случайно его затруднение с грамотой в детстве - слово и тем более написанное слово было для него не просто условностью...)


Имея в виду именно эту теорию, легко понять магическое происхождение древнеегипетской письменности в погребальном контексте, когда во время ритуала умершему облегчалась дорога в вечность и в сопровождение ему давались соответствующие предметы. Написанное слово усугубляло предназначение предмета для вечности.


Вычеркивая телефон из записной книжки, можно ли услышать крик вычеркиваемого человека, как будто его вычеркнули из Книги Жизни? Как сказал один сертифицированный маг своему помощнику, когда его помощница публично вышла за рамки своей компетенции в компетенцию своего начальника: «Забудь её имя!». Древние египтяне верили, что, уничтожив записи имен, изображения своих авторитетов прошлого – на каких-то каменных скрижалях памяти, например, в храмах, гробницах; снос памятников, как современный остаток этих верований - они уничтожают их самих в вечности.


20-29, цитата 2010 г. из этой работы : "Погребение теперь рассматривается как "целостная система", и благодаря феномену переноса погребальная камера становится местом, где должно совершаться богослужение, благодаря перформативному эффекту письменности и изображения". Перформативный эффект - научный эквивалент магическому. Интересно, как он измеряется? Раз научный, значит измеряемый...



Другие статьи в литературном дневнике: