Откуда взялись священные вожди?Если египтологи нам сообщили об обожествлении фараонов и что в до-династический период им предшествовали священные вожди (Ллойд и др.), то естественно поинтересовать тем, откуда они взялись? На примере Мезоамерики, в которой, как и в Древнем Египте и многих других местах древнено мира были вождества со священными вождями, происхождение веры в них, т.е. веры в то, что они заведовали плодородием земли и женщин, предлагается сводить к урожайности участков земли разного качества. Более удачливые семьи селились на более плодородных землях и получали больший урожай, поэтому менее удачливые начинали верить в то, что удачливым покровительствуют боги земли. Так, из статьи
в спецномере российского англоязычного журнала, посвященного обсуждению теории происхождения государства Р. Карнейро (с его участием), узнаем о том, что «Эта вера легла в основу создания культа священных вождей. В местах расположения некоторых крупных деревень были найдены своего рода алтари, на которых изображены люди, сидящие у входа в подземный мир, что свидетельствует об их центральном положении в космосе как посредников между обществом и сверхъестественными силами, связанными с дождем и плодородием. Эти памятники наглядно демонстрируют панмезоамериканскую концепцию: "вождь возвышался над обществом благодаря своим священным качествам" (Гроув и Гиллеспи, 1992). Именно на этом фоне Диль и Коу (1995) утверждают, что "все это указывает на некий мощный, всепроникающий и почти наверняка централизованный теологический контроль над значительной частью Мезоамерики в период Раннего и Среднего Формирования"». За скобками этого анализа, конечно, остается вопрос о том, почему эти древние люди вообще перешли от собирательства (и охоты) к с-х (и скотоводству) и как они получили растения для земледелия. Выделение предмета исследования (происхождение государства) естественно ограничивает поиск причин, иначе можно дойти до «сотворения мира». Однако, если происхождение священных вождей сводится к успешности земледелия, то естественно поинтересоваться его происхождением с точки зрения современной науки. Уж «путешествовать» так «путешествовать». Согласно Н.П. Гончаров. Доместикация растений.// Вавиловский журнал генетики и селекции. 2013, т. 13, №4/2, cc. 884-899 «Чаще всего исследователями обсуждаются три основные гипотезы происхождения земледелия: 1) увеличение народонаселения; 2) глобальное изменение климата в конце плейстоцена (около 11 тыс. лет назад), ставшее крахом мира охотников и собирателей; 3) религиозное (ритуальное) использование доместицированных растений». Обсудив эти гипотезы, автор, академик РАН с 2016 г., осторожно склоняется к третьей: «Таким образом, несмотря на то что гипотеза о религиозном возникновении земледелия полностью не доказана, она подводит нас ближе к истинным причинам его зарождения и появления сельскохозяйственного производства как такового - этого нерационального способа человеческой деятельности, «культурной силы отчуждения», распространившейся в виде категорий времени, языка, числа и искусства (см. рис. 1) и в конце концов заключившей в тиски физическую и духовную жизнь человека-земледельца.» В религиозной, ритуальной жизни древних людей ключевую роль, конечно, играли жрецы, шаманы, т.е. всё те же посредники, о которых шла речь в первой цитате. Однако, одного ритуального использования будущих сельхощ культур недостаточно, т.к. у шаманов и жрецов в небольших количествах были только их дикорастущие предки, а не сразу то, что сейчас растет на полях. У пшеницы нет прямых предшественников её окультуренных сортов с нужными свойствами. Людям каменного века надо было их получить селекцией, подобно современным растениеводам. Об этом нам сообщает та же статья. Н.П. Гончарова. Популяризаторы науки верят в то, что люди каменного века могли за многие века самостоятельно вывести пригодные для с-х сорта пшеницы. Пусть верят. Как виртуальный, интеллектуальный «путешественник» по разным областям знания, я полностью удовлетворен: мне не нужны железо-бетонные доказательства, из которых естественно сразу делать оргвыводы, мне достаточно возможности. Она есть. © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|