Альтернатива ясному свету смерти А. Я. Каплана?

Александр Кукаров: литературный дневник

Что происходит во время медитации, ведущей к ясному свету смерти тукдама?
«На самой глубокой стадии такой медитации в их ментальном пространстве растворяются все так называемые грубые уровни сознания, связанные ощущениями и концептуальными построениями. И открывается путь собственно к природе ума, к состоянию "ясного света", а по нашему мнению, к ментальной модели, описывающей сущностные свойства физического мира», – пояснил Каплан.


Как происходит понимание воспринимаемого?
«безошибочная интерпретация объектов внешнего мира возможна только потому, что «навстречу ощущениям от соприкосновения с природой идет в мозгу нечто такое, что в конечном итоге и проявляет их в виде форм и мыслей». «Это – динамическая ментальная модель внешнего мира. А проще говоря – персональный опыт жизни, в котором каждая деталь продолжает функционировать только уже в виде представлений. Именно ментальная модель и трактует то, что мы видим, слышим, обоняем».


Осталось только понять, почему ментальная модель не допускает гниение тела. Что-то она мне напоминает то, о чем говорил Уоллес в шаматхе: как глубокий сон, но только с осознанием – алайявиджняна, отпечатки предыдущего опыта. Насколько я помню, согласно тибетсокму буддизму ясный свет глубже...


Всяческих успехов ментальной модели!


"Исследования сознания монахов в глубоких тантрических медитациях могут помочь ученым понять саму природу человека, в каком-то смысле – его предназначение во Вселенной, рассказал РИА Новости заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов, профессор биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, психофизиолог Александр Каплан".


Такой оптимизм А.Я. Каплана, несомненно, радует.



20.11.24. 20.11.24. Если Каплан согласен с тем, что ментальная модель мира «обнажается», когда «растворяются» все концепции, то она должна быть неконцептуальной и врожденной. Очевидно, что новорожденный должен знать, что делать с женским соском, когда он оказался во рту. С соской для искусственников или с собственным большим пальцем. Сосательный рефлекс врожденный.


У древних египтян и шумер были ритуалы, которыми они ежедневно «оживляли» статуи своих богов - ритуалы открывания или омовения рта. Не глаз, не ушей, не лица, а именно рта. Путхофф (см. ранее) и иже с ним не различают в таком религиозном контексте статуи и людей. Не зря это «оживление» статуй древних богов было названо тем же термином «пресуществление», каким у католиков обозначается происходящее с хлебом и вином в евхаристии (см. «О богословской школе Theophaneia»).


Кроме сосания, новорожденный должен уметь писать-какать, дышать, кричать-плакать, двигать ручками-ножками. Для этого врожденной должна быть схема тела. Ещё иногда улыбаться, когда прозреет. Наверное, зеркальные нейроны срабатывают в ответ на улыбку склонившегося к нему и улыбающегося взрослого.


Сам термин «ментальная модель мира» ориентирован вовне. От внешнего мира в утробе матери человек получает питание через пуповину, которая прикреплена к плаценте (Ка древних египтян, их двойник человека), слышит сердце матери и звуки внешнего мира.


Если ясный свет смерти = ментальная модель мира, которая врожденная, то способность находящихся в этом состоянии монахов выбирать своё будущее рождение в мире людей выглядит вполне естественно. Остается только понять, как их индивидуальная ментальная модель мира переносится из умершего тела в новорожденное... Далай ламы узнают вещи своей предыдущей инкарнации, а Кармапа, глава школы кагью, который уже 17 жизней "тянет лямку", говорят, уже в детстве заявляет родителям "я - Кармапа"



11-16 В тибетском буддизме все сущее является игрой ясного света смерти. Не творцом, которого в буддизме нет, а игрой. Вспоминая об антропном принципе (наша вселенная такова, что мы в ней есть), можно уточнить, что это такая игра в которой есть люди. Поэтому, с одной стороны, имеем врожденную ментальную модель мира человека, а с другой, антропный принцип и психокосмос буддистов, в котором вместе с людьми живет масса других живых существ (животные, боги, полубоги и т.д.). Какое предназначение может предложить человеку буддизм кроме уже предложенной буддийской цели: изучить Дхарму Будды и поскорее покинуть сансару? Вместе с предназначением человека, которое надеется узнать А.Я. Каплан, полезно вспомнить то, о чем спрашивали учителя дзогчен Сангнака Ринпоче К.В. Анохин и Т.В. Черниговская. В современной биологии человек со всем его опытом, культурой не является ценностью, которой оказывается только размножение генов. В буддизме человеческая культура, опыт людей тоже не является ценностью, но только омрачением, от которого надо освободиться, чтобы достичь нирваны.


Посмотрим, какое предназначение человека найдет А.Я. Каплан в ясном свете смерти, он же ментальная модель мира человека.


13-06 Как же я забыл-то самое главное? Предназначение человека известно с тех пор, как я предложил альтернативную интерпретацию Шестоднева. Это участвовать во вселенской цепи, круговороте разума (посредством реинкарнации) в качестве колонии общего режима под названием "Земля" для тех, кого когда-то считали богами. Если А.Я. Каплан со товарищи ещё не в курсе, то это их проблемы. ))



Другие статьи в литературном дневнике: