Принц и нищий

Константин Жибуртович: литературный дневник

КОНТЕКСТ


Подписав контракт с клубом New York Rangers и став самым дорогим российским хоккеистом в мире (по размеру среднегодовой зарплаты), Артемий Панарин вернулся на родину и дал мощное интервью youtube-каналу «Всему Головин». В том числе, выступив за сменяемость власти и сказав, что в сравнении с «лихими 90-ми» в России мало что изменилось в лучшую сторону. Особенно, на контрасте с Америкой.


«Думаю, он (Путин. — прим.) уже не понимает, где — хорошо, где — плохо. Мне кажется, ему уже психологически не так просто трезво оценивать ситуацию, потому что есть много людей, которые подводят его к решениям. Если тебе все будут говорить 20 лет, какой ты молодец и всё правильно делаешь, ты что, думаешь, станешь видеть свои ошибки?»


Все ждали реакции от Александра Овечкина, который публично поддерживает действующего президента и даже основал общественное движение Putin Team. На днях Ови приехал на пресс-конференцию в Москве, посвящённую открытию турнира его имени, и без вопросов о Панарине она пройти просто не могла.


«Согласен ли я с Панариным? Не знаю. Видимо, там, где он живёт, ничего не изменилось с 90-х. У меня вот изменилась жизнь, в спорте многое изменилось! Панарин так высказывается из-за того, что у него агент работает в ЦРУ? Не знаю, я же не работаю в ЦРУ!»



***



Противостояние Овечкин – Панарин видится темой, выдуманной хоккейной прессой от скуки межсезонья. С другой стороны, история показательная. Как «Принц и нищий» Марка Твена.


Овечкин – коренной москвич из абсолютно спортивной семьи. Отец – бывший футболист столичного «Динамо», мама и вовсе известная баскетболистка, выступавшая за сборную СССР. Алекс был рождён со спортивными генами и огромным талантом. В богатой по провинциальным меркам и обеспеченной, по московским, – семье. И с детства ничто не отвлекало его от призвания. Тех кошмарных финансовых проблем, что испытывали на себе российские семьи, не было. И слава Богу. Иначе, кто знает (?) мы могли бы потерять выдающегося мастера.


Совсем не то – Панарин. Нищее (что тогда, что сейчас) Коркино в Челябинской области. Обыкновенная, да ещё и неполная семья (воспитанием Артемия занимались бабушка с дедушкой). Покупки клюшек на последние деньги, сто рублей на неделю в спортинтернате и питание дошираками. Дополню, что Панарин никогда не котировался будущей суперзвездой, в золотой молодёжке-2011 Валерия Брагина был поначалу «на побегушках», потому как хиловат габаритами и несерьёзен, пускай и при доле обаяния с хоккейным артистизмом.


Овечкин творил то, что заложено в его огромном потенциале. Панарин – бесконечно удивлял: две шайбы в легендарном финале в Баффало Канада – Россия (3:5), а в 2016 году – титул лучшего новичка НХЛ (в Чикаго он приехал на столь же птичьих правах, как поначалу и в молодёжку Брагина).


Эта история, в самом деле, из Цоя. «Тот, кто в 16 лет убежал из дома вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе». Овечкину нет нужды заморачиваться властью: уровень её компетенции и коррумпированности благодатно не влияет на его финансовое положение. А все эти Putin-Team – средство маркетинга напополам с модными играми в патриотизм. И ничего, кроме элитной части Москвы по приезду из Америки в Россию, Алекс не видит.


Панарин, напротив, в недавнем интервью рассказывал об ужасном состоянии медицины (когда его дедушке потребовалась операция). Т.е, при всём том, что он заплатил за неё деньги, которых у обычных пенсионеров и близко не водится, всё равно истрепал все нервы.


Челябинск – не Москва имени Садового кольца. Это, как вспоминал почти земляк Артемия Женя Кузнецов, обыкновенная безнадёга российской провинции: один спился, другой подался в бандиты и полёг в разборке, третий прибит жизнью и уныло плывёт по течению. Выбираются из этой матрицы совсем немногие. А полностью реализуют таланты – единицы.


Поэтому, уж простите, мне совсем неинтересно мнение Овечкина о Путине и словах Панарина. В отличие от его игры на льду. А вот Артемий знаком с жизнью не понаслышке. Благодатно не утратив при этом детской непосредственности и того, что я именую как «жизнелюбие вопреки». У него и хоккей такой: ты смотришь и словно играешь сам. А это свойство редкого таланта.


Спор принца и нищего лишён практического смысла. Это равноценно тому, что требовать от человека, выросшего в тепличных условиях, осознать трагедии героев О.Генри и Андерсена. Но одно могу сказать определённо: Панарин интересен мне как мастер своего дела и человек. Овечкин – только как хоккеист.




Другие статьи в литературном дневнике: