Из личной кухни

Константин Жибуртович: литературный дневник

Для меня процесс – наивысшая награда. На время создания, роман становится моим лучшим другом. Но рано или поздно, всё заканчивается. И вы расходитесь, как люди, долгое время прожившие бок о бок, но сейчас лишь изредка встречающиеся, пускай и с доброй памятью о былом.


Скажу своим читателям и подписчикам на разных ресурсах, что никоим образом нельзя напрямую сравнивать три моих опыта крупной прозы. «Машенька» (2015) – это, в некоторой степени, первый блин. У меня абсолютно отсутствовал всякий опыт написания подобных произведений, и сейчас я считаю тот роман «лоскутным». Вероятно, там есть достойные места, но многое сегодня я сделал бы чуть иначе. Пускай даже, не в ключевых моментах.


3017-й невозможно сопоставлять ни с чем, поскольку я «выдал» его в рекордные сроки, с марта по апрель 2017-го. Конечно, при наличии черновиков (с лета 16 года). Тем не менее, процентов 70 «кусков» выскакивали живьём. Иногда – по 30 тысяч знаков в выходной день. Это нельзя назвать «кропотливой работой». Выплеск в очень тяжёлом внутреннем состоянии того периода. А его причины и мотивы пускай навсегда останутся и умрут со мной.


Но, безотносительно эмоционального шока, знаю, что многие вещи относительно социума, равно как и взаимоотношений людей, я бы повторил и сегодня.


«Дети Декабря» – самый «долгоиграющий» опыт написания крупной прозы. С момента создания первой главы в сентябре 2017 года. Путь длиной в два года при схожем с 3017-м количеством печатных знаков. Впрочем, я убрал смысловые повторы ряда ситуаций и переживаний героев; тем самым, подсократив чтиво и уповая на лаконичность. И считаю это верным решением.


Совершенно не кокетничая, скажу, что к началу 2018-го я забросил роман и не был уверен, что его вообще стоит завершать. В силу ряда – как личных, так и творческих причин. Случились и непреодолимые, как мне виделось тогда, сложности: письма, построение женских диалогов, и не только. (Спасибо лучшему литредактору за добровольное и ангельское терпение).* В общем, выложив серию разрозненных фрагментов в ограниченном доступе в Facebook, был приятно удивлён откликами. И даже замечанием, что роман, в котором есть такой фрагмент, как «Когда…», автор обязан завершить.


Но все поимённые благодарности – после публикации заключительной части (на днях). Чтобы не сглазить. А сегодня – предпоследняя часть.


Повторюсь. Был бы рад, если бы мой опус помог вам поразмышлять о чём-то. Найти на страницах не «глашатая» и даже рассказчика, а собеседника. Это был бы наивысший комплимент для автора.



*У меня был комплекс: Не очень заметно (по-женски), что вот это явно мужик написал? :) – Нет, никаких вопросов, нормально. Только, вот это надо поправить, и здесь акцент мне видится чуть иной – и т.д…



Другие статьи в литературном дневнике: