Дар и восприятиеЛюблю читать на Правмире рубрику, которую ведёт архимандрит Андрей (Конанос). Вчерашняя статья «Почаще повторяй про себя: «Я ничего не знаю и не умею». Потому что твой дар – на самом деле не твой» вызвала моё частичное несогласие. Не общим содержанием, а расстановкой акцентов. (Думаю, в век поисковых систем статья, при желании, появится у вас на мониторе через несколько секунд, поэтому я сразу к отклику).
Говоря проще, ни в одной музыкальной школе не научат создавать собственную музыку, безотносительно слуха, голоса и знаний о жанрах. Тот же самый принцип действует во всех сферах искусства. Beatles (поначалу) и вовсе не владели нотной грамотой, на пальцах объясняя Джорджу Мартину желаемые нюансы. Андерсен писал с грамматическими ошибками на уровне начальных классов. Формальное образование Бродского – 6 классов средней школы. Правильность и образованность, которые не звучат (не читаются, не смотрятся) увы, случаются сплошь и рядом. Что неудивительно. Потому что само по себе творчество – это путь, прежде всего. А «я ничего не знаю и не умею» – педагогический приём. Иногда необходимый, но адресованный, прежде всего, себе. В системе взаимоотношений Логос – Дар – Художник нет линейных законов (помолился – создал «нетленку», дурно себя вёл – в творчестве как отрезало). Господь становится деистом: Я тебя слышу и понимаю, но давай-ка ты, братец, сам. И без ропота. Не маленький уже. Идеальная прививка от инфантилизма рельсового сознания. И это правильно. И справедливо. Вот тебе уникальный фундамент – строй! Тоже своё и уникальное, с ответственностью за свободу личной воли. Мне думается, в нашей культуре восприятия (и светского, и религиозного) хорошо бы научиться воздавать должное тем, кто смог превратить сей фундамент в прекрасный дом.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|