Новые гонения в дневнике

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из мыслей к статье-агитке Сергея Худиева «Бесславные революционные традиции живут, но не победят». И к итогам опроса среди молодёжи о православии.



Мне сложно предположить, что Сергей Львович Худиев плохо знаком с историей. Но если гипотетически представить, что в руки потомков попадёт только вот эта статья, то цепочка такая: вслед за отречением Николая II и падением империи мигом явились кровавые большевики и устроили 1937-й год.


Это, вообще, излюбленно-лукавый (а по мне, бесстыжий) приём манипуляторов: здесь помню, там не помню. Выигрышный контекст – усилить и преувеличить, сомнительный – вычеркнуть.


Так вот, самодержавие пало в результате либеральной февральской, а не большевистской октябрьской революции 1917 года. И рухнуло не только по социально-экономическим причинам, усугублённым Первой Мировой. Дело в том, что сама по себе монархия к началу ХХ века являлась архаичной формой правления, совершенно не готовой к вызовам той эпохи. (Если проследить трансформацию властных институтов в Европе, то объективная реальность – очевидна).


Сергей Львович, разумеется, простодушно «не помнит», что церковь не особо горевала о свержении института монархии и возрадовалась восстановлению Керенским института патриаршества (из-за привычно-неповоротливой церковной бюрократии данный процесс завершился уже при Ленине). Георгий Митрофанов, специалист по истории РПЦ ХХ века, сказал, что именно при Временном Правительстве церковь благодатно сбросила оковы монархии и являла собой сосредоточение интеллектуальной и богословской мысли благодаря невиданной прежде свободе. Ибо там, где поют одинаковые осанны императору, безотносительно его ума, способностей и праведности, и мысль, и жизнь – мертвы.


Вот это просто замечательно:
"В грабеже виновны грабители, в мошенничестве виновны мошенники, в революции виновны революционеры. Люди вообще обладают свободной волей и сами являются авторами своих решений. А в бедствиях, постигших Россию (и Европу) в ХХ веке, виновата субкультура революционной интеллигенции"…


Найдите самостоятельно примеры и приёмы передёргиваний. Я лишь замечу, что человек, способный прочесть лекцию о диалектичности вещей и событий, занимается подобной риторикой на уровне средних классов общеобразовательной школы, видимо, не от хорошей жизни.


В наш век Европа обсуждает проблему мотивации человека, если он получит гарантированный базовый доход (в эквиваленте российских рублей за эти деньги надо вкалывать на трёх работах). И как не почувствовать себя потерянным для общества, обрести смысл жизни в социуме изобилия внешних благ? Я сам через диалог размышлял в своём романе (3017-й) – исчезнет ли вероятность всяких революций, если каждый человек, независимо от уровня культуры, интеллекта и набора талантов, получит те земные блага, ради которых многие пашут всю жизнь: свой дом, красавица-жена, дети, обустроенный быт, гарантированный достаток.


Но богословы безнадёжной архаики, как и 500 лет назад, крутят всю ту же запиленную пластинку: не смей перечить царю-батюшке, безотносительно его ума и компетентности, уровня личной правоты и состояния социума. И прочих «искушений».


Почитай Фёдора Михалыча, а лучше – послушай патриарха. О «великой России, богопомазанном царе и золотых куполах», уничтоженных бесами революции.


Опять ролевая игра вместо реальной и очень сложной Истории. Что, впрочем, привычно.


А читать, в плане осознания корней революции, намного полезнее Чехова и Лескова, нежели Достоевского. Не говоря уж о гораздо большей цельности их личностей.



***



Андрей Десницкий:


Молодежь всё меньше связывает себя с православием. Что тому причиной? Лихие девяностые! Странно, что не раскрыта роль Госдепа и Навального. Мы же всё сделали правильно, столько храмов построили, из каждого утюга о духовности говорим, свидетелей Иеговы в тюрьмы сажаем, Росгвардию на молебны строем водим... Чего, чего не хватает этим молодым?



***



Суть не меняется. «Мы хорошие и духовные, только нам не хватает денег и тяжко сковывает наследие либералов бездуховных 90-х».


В общем, они не умнеют.


За 11 лет при патриархе Кирилле РПЦ имела максимально благоприятный исторический отрезок для миссионерства (финансы, доступ к СМИ, внимание общества). Но всё это было растрачено не менее бездарно, чем нефте-газовая рента светским государством. Более того, сделана сознательная ставка на послушную, малообразованную и даже маргинальную часть РПЦ. Интеллектуалы прочно отодвинуты от всякой власти, а атака на Правмир – лишь эпизод сознательной политики «русославов», пускай и весьма символичный.


Неудивительно, что для большинства молодёжи (15+, условно говоря) РПЦ не обладает каким-либо авторитетом. Более того, если оценивать в совокупности (светский уровень спикеров, политиканство, сребролюбие, система взаимоотношений с обществом), то, как социально-земной институт, эта церковь лишена для них всякого будущего.





Другие статьи в литературном дневнике: