Из мыслей о генетике

Константин Жибуртович: литературный дневник

«Мы были плохими педагогами. Не объяснили, не увлекли, не показали личным примером. Мы были неубедительны. Это наша вина, большей частью».


Как одна из практик духовного аскетизма, эти слова имеют смысл. Строже всех спрашивать с себя самого. Но какое отношение они имеют хотя бы к части истины?


Вот что я понял за 40 с чем-то лет. Обучить можно совсем немногим вещам. Если отсутствуют: а) гены б) личностные устремления в) база (способности). Что определяется не педагогом, а таинством рождения.


В ином случае, вы обучите нотной грамоте. Правописанию без ошибок. Способности рисовать портрет лучше, чем Остап Бендер – сеятеля, разбрасывающего облигации гос. займа. И так далее.


Ровно поэтому все эти курсы – «как сочинить хит» или «как построить диалог в книге» не обучат никого дальше базовых навыков. Слово «педагог» в принципе лишено для меня сакрального смысла. Как и «учитель». Попутчик, наставник (до определённого момента). Тот, кто уточнит некоторые акценты и подскажет вам в нюансах.


Это возможно – и это счастливая история – если ваши ценности совпадают. Но она точно не про муштру под чьим-то неусыпным оком. «От сих до сих». А дальше – я лучше знаю, что тебе, дурачку, учить.



******



Я встал на настоящие (а не двухлезвенные) коньки поздно, только в 5-м классе. Через три дня я летал без всякого тренера по фигурному катанию. Через месяц, шайба летала у меня туда, куда я хочу. Почти всегда.


В 2009-м, после 10-летнего отсутствия на льду хотя бы в качестве фигуриста, я вышел покататься с семьёй. Этот момент на крытом катке я запомню навсегда: жена и дочь весело покатили вперёд (они регулярно катались уже три зимы, но без меня), а я застыл после первых двух метров на прямых ногах начинающего.


Три секунды, не более, после пары неловких движений. И я всё вспомнил. Никаких проблем – словно и 10 лет не прошло. Через несколько минут я подначивал своих: вы кататься не умеете, надо больше тренироваться!


Какой педагог… Гены. И некоторый процент твоего осознанного выбора.



Другие статьи в литературном дневнике: