Реплика

Константин Жибуртович: литературный дневник

Анна Данилова:


Какой курс семьеведения я бы хотела себе?


Хотела бы? Очень! Очень не хватает в школе большого курса про то, как устроена взрослая жизнь, что нормально, а что караул. Чтобы там рассказывали:


- Что значит, если парень говорит «ты вообще ничего, похудеть бы только», «ты глуповата, поумнеть бы тебе».


- От какого молодого человека бежать с первого же свидания.


- Что такое слово НЕТ и как его говорить.


- Как говорят и как слышат мужчины и женщины, родители и дети.


- Почему ты сказала «о, кафе!», а он не понял, что ты туда хочешь пойти.


- Кто ударил один раз, ударит второй, отношения заканчивать в тот же момент.


- Правила защиты себя и обороны.


- Что никаких «я должна согласиться, а то он меня бросит».


- Как выплывать из несчастной любви.


- Как понять, что он/она - надежные люди для создания семьи?


- Зачем важно учиться?


- Как строить семейный бюджет?


- Как важно иметь не только образование, но навык, ремесло.


- Почему нельзя зависеть от мужа финансово на 100%.


- Как проговаривать проблемы результативно.


- Про «мужские» и «женские» обязанности по дому.


- Как и почему мужа/отца ребенка надо включать в процесс воспитания с первого часа жизни ребенка, а не «не мужское это дело - памперсы менять».


- Что значит штамп в паспорте, почему без него не пустят в реанимацию к вашему избраннику, какие юридические моменты надо знать (продала квартиру, вложили деньги в ремонт квартиры мужа, квартира после развода осталась мужу).


- Кредиты и чем они чреваты.


Собственно, я-то такой курс уже сделала и веду его, приглашая самых классных специалистов. Но в школе тоже отлично можно было бы сделать.



******



В позднем СССР (1989-1990 годы) в школе появился курс «Этика и психология семейной жизни». Его спустили сверху учительницам в возрасте 40+ по разнарядке минобра: обеспечить час в неделю согласно постановлению такому-то от такого-то числа.


Зрелая женщина с советской системой ценностей смущённо и чуточку приглушённым голосом рассказывала нам о том, что некоторые мальчики и девочки имеют обыкновение нравиться друг другу, после этого монтаж, и вот они уже поженились, потом снова монтаж, и вот их ребёнок пошёл в школу. И всё примерно в таком духе со слоганом «советская семья должна быть дружной и строиться на взаимоуважении». Девочки, которые в 15-16 созревают пораньше парней-ровесников, тонко хихикали с многозначительными взглядами, парни-двоечники с галерки гоготали. Учительница краснела, но продолжала рассказ об идеальной советской семье.


Уже тогда мне было понятно, что во всём предстоит разбираться самому. Если повезёт, помогут попутчики – музыка, книги, фильмы. Благо, культурный занавес уже рухнул.


Честное слово. В 15-17 лет, при всём идеализме (мне хотелось спросить несчастную учительницу с навязанным ей курсом «уважение уважением, а как же любовь?») я, тем не менее, понимал, что вот эти люди и шире, вот эта среда отыскать хотя бы часть ответов не помогут.


Сколько лет минуло? Почти 40. И, я вижу, что в нынешнем обществе хождения по пустыне со всеми остановками продолжаются. При возможности диалога совсем иного уровня (как пример – прекрасный курс Анны Даниловой).


Увы. Если человек САМ не пожелает разобраться, курс не поможет.


Но мне видится, что у т.н. «светских» людей шансов что-то осознать больше. В РПЦ эти вопросы не проговариваются в принципе. «Рожайте, а Господь через духовника всё уладит».


Не уладит. Ни духовник (будь он даже Иоанн Крестьянкин), ни Господь. Это труд, который предстоит завершить самому. Со свободой воли и без гарантий.


Ближе к завершению этого пути возникает одно чувство: ещё раз, вот так вот, в этот омут со всеми обстоятельствами, как много лет назад? Да ни за что, никогда!!!


Чувство, не зависящее от результата пути. Даже если всё закончилось лучше, чем вам мечталось.


Это чувство – свидетельство того, что всё было подлинным и повторить такое невозможно.


Я очень хочу пожелать молодым людям от 15-ти до 25-ти только одного: жажды осознать нечто сокровенное вне хора голосов вокруг. Научиться расставлять приоритеты и формировать личностные ценности.


Попробуйте. Это интересно.


И это никогда не повторится.



Другие статьи в литературном дневнике: